Page 129 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 129

И   вдруг   случилось   —   «Пушкин»   Хаева!   Скульптор   нашел
                  неожиданно емкое, творческое решение, а именно, «выбросил» перед
                  лицом   поэта   его   руку,   подняв   ее   на   уровень   лица.   А   лицо   поэта
                  простыми,   почти   академическими   средствами   превратил   во
                  вселенную!..   Пушкин   Хаева,   таким   образом,   не   вдохновенный
                  романтик,   не   задумчивый   страдалец,   а   тем   более   жертва,   а   сама
                  бесконечность со знаком вечной правоты, ибо, как мудро заметила
                  Ахматова:   «поэт   всегда   прав»...   В   изгибе,   напоминающем   нам
                  стремительную   легкость   пушкинской   строки,   является   взору   рука
                  поэта   —   легкая,   воздушная,   точеная,   пронзенная   токами
                  вдохновения...   Тропинин,   Кипренский,   Аненков   и   еще   целый   ряд
                  художников,   скульпторов,   графиков   творили   своего   Пушкина   с
                  трепетной   любовью   к   поэту,   его   жизни   и   творчеству...   Может,
                  стилистика времени, в котором они жили, была созвучна видению
                  этих мастеров, или же наоборот, видение было созвучно времени, но
                  время временем, а в лаборатории творца должно находиться место и
                  аллогизмам, если они лучшим образом решают условия задачи...
                        Дуэт «рука — лицо, лицо — рука» у Хаева — находка экстракласса.
                  Даже ординарность бронзы не может подмять под себя полифонию
                  чувств, бег мыслей и страстей, обуревающих поэта в каждый миг его
                  пульсирующей, извергающейся, как валы океана на скалистый берег,
                  жизни... Да и рука поэта у Хаева не рычаг, которым совершаются те
                  или иные манипуляции, а символ — такая рука бессильна с булавой и
                  всесокрушающа в ласке, обращенной к младенцу, матери, любимой,
                  близким...   Помню   слепок   с   руки   поэта   в   гипсе:   видел   его   в
                  Петербургской   академии   художеств   и   долго-долго   не   мог   оторвать
                  взгляд, ибо из сотен тысяч рук, которые пришлось пожимать и видеть
                  в жизни, таких, как у Пушкина, я не видел ни у кого. Фаланги пальцев,
                  их сочленения, почти незаметные при взгляде беглом, плоская, как у
                  струги,   ладонь,   узкое,   граненое   запястье,   чуть   зауженные   кончики
                  пальцев; сами пропорции, напоминающие архитектурный баланс и
                  взвешенность   классической   ранней   готики,   «золотого   сечения»
                  Леонардо...   Какая-то   неизбывная   детскость,   ранимость   была   в
                  холодном, слепящем белизной гипсе, и вспоминались руки Блока —
                  более жесткие, но подобные...
                        У Хаева рука Пушкина — в изгибе лебединой шеи, струи меда,
                  тонкой ветви под напором ветра... Каждая линия — триумф пластики,
                  эолова зефира, пушкинской лирики, где «гений чистой красоты» так и
                  просится к мгновению, которое хочется остановить, потому что оно
                  прекрасно!.. В руке поэта нет гусиного пера, но оно угадывается, и это
                  тоже признак безупречного вкуса...
                        Говорят,   глаза   —   зеркало   души...   У   скульптора   возможности
                  «работать с глазами» почти никакие. Даже «Давид» Микеландже-ло
                  больше говорит телом, чем глазами... Две вмятины в глазах Пушкина,
                  исполненные Хаевым, вкупе с другими выразительными средствами



                                                               127
   124   125   126   127   128   129   130   131   132   133   134