Page 175 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 175

и возможности...
                        «Природа должна следовать за художником», — замечает Жан
                  Ренуар. Конечно, должна. Но не в том жутком смысле, когда параноик
                  или ничтожество пытаются обновить ее фасад и придать ей побольше
                  обаяния... Речь идет о таинственной расшифровке притчи без всякого
                  вмешательства   в   святую   святых   этой   литургии...   Здесь   слышен
                  громовой глас самого Мастера: «При выборе материала смысл должен
                  исходить изнутри натуры, а не из вымысла постановщика». Эхом этой
                  истины   звучат   слова   Пола   Роты:   «...как   и   у   скульптора,   мысль
                  документалиста   должна   быть   направлена   от   внутреннего   мира
                  натурщика к внешнему». Внутренний мир — это хаос! Хаос и сам
                  художник.   Порядок   наступает   При   столкновении.   Так   возникла
                  гармония его лучших лент. Штрих из жизни эскимосов становится
                  стотомным романом о жизни человечества с продолжением в веках
                  последующих, причем, романом, написанным лучшими прозаиками
                  всех времен и поколений...
                        «...И уже в ранней юности показал, что для гения один случай
                  замещает тысячу», — это Гете о Галилее. Тем, кто упрекал Флаэрти в
                  оторванности от жизни и ее горячих проблем, скажу: «В сколке жизни
                  Нанука и его семьи обозначились жизни всего общества и каждой его
                  мельчайшей   частицы».Тем,   кто   упрекал  его  в   «руссоизме»,   можно
                  сказать, что Мастер предпочитал работать с материалом без примесей,
                  разрушающих   цельность   и   Целостность   его   заготовок,   его
                  мироощущения,   его   мировоззрения,   которое   «становилось»   в
                  сознании испытателя и первопроходца, а не впечаталось в «качан»
                  фанатика, принимающего на веру в силу трагической невозможности
                  связать две мертворожденные мысли...
                        С. Медынский пишет, что фильм «Нанук с севера» ни кадром не
                  обмолвился   о   бесстыдном   грабеже   эскимосов   цивилизованными
                  «бандитами   в   манишках».   И   делает   вывод:   это   плохо.   По
                  Медынскому, «яйцо должно учить курицу», первичной должна быть
                  не   жизнь,   а   ее   социальный   катаклизм,   выявляющий
                  безнравственность   класса   в   акте   «купли-продажи»...   А   разве
                  потрясающие   сердечность   и   чистота   «грязных»   эскимосов   не
                  контрапункт   той   части   образованного   человечества,   которая   ради
                  наживы   идет   на   все   и   опускается   в   зловонное   дно   вырождения?
                  Наивность   Нанука   и   его   семьи   трещит   в   пасти   суровой   природы,
                  олицетворяющей собой слепую, ярую силу, и хотя на первый взгляд,
                  ничего особенного в фильме не происходит, только слепой может не
                  увидеть   в   нем   вещую   тему   согласия   и   противостояния   на   пике
                  художнического и гражданского мужества самого автора ленты.
                        И не кощунственно ли звучат слова друга и почитателя Флаэрти,
                  утверждающего, что «все его произведения пронизаны эскапизмом,
                  безучастным,   пристальным   созерцанием»   в   контексте   Другой   его
                  фразы, где он говорит, что «увиденная, как история человечества за



                                                               173
   170   171   172   173   174   175   176   177   178   179   180