Page 173 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 173

вой и крики корриды. А ведь прекрасно — «Ромеро»!
                        «Он убил себя!» — вскричал, узнав о великой трагедии, другой
                  гигант, тоже лауреат Нобеля, Фолкнер. Ревнуя Хемингуэя ко всему
                  сущему, он плакал, как ребенок, не понимая, как можно жить без
                  старика ХЭМА?!


                                                             ДАЛИ
                        Что больше всего поражает человека? — Человек! Человечество
                  знакомится с собой тысячи лет, и это знакомство с неослабевающим
                  интересом   будет   продолжаться   вечно...   Сальвадор   Дали   —
                  фантастически гениален! Есть дети, которые гениально рисуют. Но в
                  их рисунках — зрелость ребенка, зрелость, которая входит в жестокий
                  конфликт   с   его   наивностью:   ребенок   и   его   «шедевры»   кажутся
                  патологией...
                        Зрелость Дали — зрелость философа, уставшего от самого себя...
                        Дали внезапен! Внезапно все в этом мире. Сама размеренность
                  жизни — выстрел, шок, катарсис!
                        Его символика обладает сверхплотностью космической материи и,
                  чтобы разгадать  ее,  зритель  вынужден  пропускать   через  механизм
                  мысли галактики жизненного опыта — происходит самонасыщение,
                  которое   трудно   выдержать   любому   человеку.   Символика   эта   —   не
                  вольные упражнения интеллектуального мародера, каким пытаются
                  представить   художника   —   они   истинны,   и   доказательством   тому
                  является четкая логика в разматываемом клубке фактов, предметов,
                  понятий   и   ассоциаций,   которые   возникают   в   сознании
                  подготовленных к этому процессу эстетов...
                        Ни   один   живописец   не   смог   раздвинуть   пространство,
                  заключенное в багет, с такой потрясающей силой — полоса шириной в
                  сантиметр   на   холсте   прячет   в   себе   глубины   в   сотни   миль,   небо
                  обретает глубину бесконечности, перспектива в обход классической
                  трехмерности обретает классику многомерности степеней...
                        Его   палитра   от   цветов   пронзительно   чистых   до   кошмарно
                  насыщенных   обладает   мощью   лазера   —   холод   и   пламень   колера,
                  тончайшего мазка напоминают рожок автогена с концом заостренным
                  и бесцветным как плазма, от немыслимой температуры!
                        Ничто   не   произвольно   во   Вселенной...   Кажущаяся
                  произвольность его композиций подчинена разуму художника.
                        ...Его   «Горящий   жираф»   трещит,   как   сухой   лесной   массив   в
                  клыках   пожара.   Гробовая   тишина   в   пейзаже   с   часами:   звуки
                  выкачаны — вакуум. Композиция с Христом, падающим в бездну, —
                  единственная в истории искусств — без гвоздей, крови и страданий —
                  но   это   действительно   Создатель,   а   не   мифологическая   метафора
                  человека и его страстей...
                        Его   модели   вобрали   черты   станковой   живописи,   фотографии,
                  полиграфии,   киномонтажа,   условности   театра,   шарады   цирка,



                                                               171
   168   169   170   171   172   173   174   175   176   177   178