Page 174 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 174
значительности пантомимы, пульсирующей последовательности
прозы, ошеломительного контрапункта поэзии...
Его сны гипертрофированы и нелепы, как сны, — он увидел их
тени где-то на задворках мозжечка, но ни на йоту не нарушил связь
между беспризорной игрой воображения и реальностью, в которой мы
существуем...
Что значит сюрреалист? Он за секунды нарисовал лошадь,
которая с успехом устроила бы ветеринара и баталиста...
Но вернемся к пейзажу с часами. Все показывают разное время.
Не знаю, кто из двоих предвосхитил ИСТИНУ раньше — Дали со
своим шедевром, где время присутствует, как насмешка над
бренностью и материального и духовного, или Эйнштейн со своей
теорией относительности... Лоб в лоб столкнулись и сошлись в
объятиях два ортодокса и силача. Двое сумасшедших. Один, с
изящными усами, заправленными за уши, другой — смиренный
старец, похожий на сельского учителя... Как-то Евтушенко заметил,
что сумасшествие, это норма — тем более для художника. Скажем
шире — творца! К умирающему Дали в больницу пришел король
Испании Хуан Карлос Второй. Интересно, кто из двоих был королем —
царствующий отпрыск или беспомощный старик, способный одной
своей мыслью, как в «Розе Парацельса» Борхеса, из пепла «сработать»
живой цветок?..
РОБЕРТ ФЛАЭРТИ: МИР, УВИДЕННЫЙ ВПЕРВЫЕ
Роберта Флаэрти считают величайшим документалистом мира.
Его современники пытались «натянуть» Флаэрти на себя и, в случае
удачи, — выдать ему патент на бессмертие... Говорили, он уходит от
жизни и ее проблем... Такое не удавалось даже создателю... Уйти от
жизни и проблем можно только в могиле... Если под жизнью
понимать необходимость присутствия в точке «А» вместо того, чтобы
находиться в точке «В», то чего стоит бесконечность, каковою
представляется мне личность художника?! Проблемы? — Флаэрти с
эпической масштабностью обозначил их одним словом: «Борьба!»
«Большому кораблю — большое плавание!» Простим его за то,
что он ковал планеты, а не стирал слюнявчики, за то, что все в нем
было большим и значительным!
Если говорить о кино в целом, то именно Флаэрти записал:
«Удивительно! Исключительное свойство кино: когда человек
вооружен камерой, он видит мир какбы впервые». Из тысяч
режиссеров в прошлом и в настоящем именно он, в этой, казалось бы,
общей фразе определил идеально точно, что такое кино и в чем
чарующая прелесть искусства. «Мир, увиденный впервые» — это
ракурс, тот отбор, который на первый взгляд загоняет необозримую
действительность в жалкий квадрат кадра, а на самом деле возвращает
этой действительности скрытый в ней смысл, расширяет его границы
172