Page 174 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 174

значительности   пантомимы,   пульсирующей   последовательности
                  прозы, ошеломительного контрапункта поэзии...
                        Его сны гипертрофированы и нелепы, как сны, — он увидел их
                  тени где-то на задворках мозжечка, но ни на йоту не нарушил связь
                  между беспризорной игрой воображения и реальностью, в которой мы
                  существуем...
                        Что   значит   сюрреалист?   Он   за   секунды   нарисовал   лошадь,
                  которая с успехом устроила бы ветеринара и баталиста...
                        Но вернемся к пейзажу с часами. Все показывают разное время.
                  Не  знаю,  кто   из  двоих   предвосхитил  ИСТИНУ  раньше   —   Дали  со
                  своим   шедевром,   где   время   присутствует,   как   насмешка   над
                  бренностью и материального и духовного, или Эйнштейн со своей
                  теорией   относительности...   Лоб   в   лоб   столкнулись   и   сошлись   в
                  объятиях   два   ортодокса   и   силача.   Двое   сумасшедших.   Один,   с
                  изящными   усами,   заправленными   за   уши,   другой   —   смиренный
                  старец, похожий на сельского учителя... Как-то Евтушенко заметил,
                  что сумасшествие, это норма — тем более для художника. Скажем
                  шире   —   творца!   К   умирающему   Дали   в   больницу   пришел   король
                  Испании Хуан Карлос Второй. Интересно, кто из двоих был королем —
                  царствующий отпрыск или беспомощный старик, способный одной
                  своей мыслью, как в «Розе Парацельса» Борхеса, из пепла «сработать»
                  живой цветок?..

                                РОБЕРТ ФЛАЭРТИ: МИР, УВИДЕННЫЙ ВПЕРВЫЕ

                        Роберта   Флаэрти   считают   величайшим   документалистом   мира.
                  Его современники пытались «натянуть» Флаэрти на себя и, в случае
                  удачи, — выдать ему патент на бессмертие... Говорили, он уходит от
                  жизни и ее проблем... Такое не удавалось даже создателю... Уйти от
                  жизни   и   проблем   можно   только   в   могиле...   Если   под   жизнью
                  понимать необходимость присутствия в точке «А» вместо того, чтобы
                  находиться   в   точке   «В»,   то   чего   стоит   бесконечность,   каковою
                  представляется мне личность художника?! Проблемы? — Флаэрти с
                  эпической масштабностью обозначил их одним словом: «Борьба!»
                        «Большому кораблю — большое плавание!» Простим его за то,
                  что он ковал планеты, а не стирал слюнявчики, за то, что все в нем
                  было большим и значительным!
                        Если   говорить   о   кино   в   целом,   то   именно   Флаэрти   записал:
                  «Удивительно!   Исключительное   свойство   кино:   когда   человек
                  вооружен   камерой,   он   видит   мир   какбы   впервые».   Из   тысяч
                  режиссеров в прошлом и в настоящем именно он, в этой, казалось бы,
                  общей   фразе   определил   идеально   точно,   что   такое   кино   и   в   чем
                  чарующая   прелесть   искусства.   «Мир,   увиденный   впервые»   —   это
                  ракурс, тот отбор, который на первый взгляд загоняет необозримую
                  действительность в жалкий квадрат кадра, а на самом деле возвращает
                  этой действительности скрытый в ней смысл, расширяет его границы



                                                               172
   169   170   171   172   173   174   175   176   177   178   179