Page 66 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 66

холстах,   в   камне   и   на   страницах   журналов   имена   и   фамилии
                  затворников духа, восставших и вставших над рухлядью социализма
                  почти в полный рост.
                        В эти годы Габараев, выпускник Ленинградской консерватории,
                  имеющий в Питере и квартиру, и семью, — один, приезжает в Осетию,
                  где у него нет ни кола, ни двора, ни родственников, ни друзей. Есть
                  родина.
                        Не знаю, сколько и какие произведения написал Илья Габараев.
                  Знаю, что много. Аксиома, что количество — еще не качество. Конечно
                  подкупает,   что   молодой   человек   снимал   в   Орджоникидзе   углы,
                  музыку  писал  по   ночам   на   раздолбанном   рояле   в   фойе   театра,   —
                  своего инструмента  не было. Гордился тем, что похож на Коста и
                  мечтал когда-нибудь сыграть поэта в фильме. Импульсивный, как ток,
                  и пластичный, как гепард, он был хорошим собеседником в компании,
                  но   призвание   требовало   уединения,   задачи   —   одиночества   и
                  стерильной трезвости. Габараев не пил, и это губило его репутацию в
                  глазах коллег-алкоголиков, — ни один из них не пришел к нему даже в
                  смертный час, они ему такого греха не простили...
                        Что   лично   мне   было   близко   в   нем,   как   в   человеке?
                  Требовательность   к   себе,   работоспособность,   обязательность,
                  интеллигентность с прилагательным «горская»: с бородой, по зиме
                  часто   в   пастушьей   папахе,   и   бархатно-хриплым,   как   битое   стекло,
                  голосом,   он   напоминал   абрека,   воспитанного   в   благородной   семье
                  знатного рода... Выбритый, в черном концертном костюме с бабочкой
                  на   снежном   поле   сорочки   это   был   европеец,   не   в   бытовом,   а   в
                  сущностном...   Это   не   мимикрия,   не   подделка,   не   игра   с
                  перевоплощением,   а  дань  высокому  цензу  музыки,   ибо  и  замыкая
                  бесконечный ряд жрецов жанра мальчиком на побегушках, далеко
                  впереди   он   видел   богоподобные   фигуры   бессмертных   —   Баха,
                  Бетховена,   Моцарта...   Поэтому   он   сиял,   видя   переполненный   зал
                  театра, и темнел лицом, когда этот зал был почти пуст, а было и такое,
                  не потому, что плох театр, постановка и музыка к ней, а потому, что
                  время и обстоятельства вносили свои коррективы. Мысль на высокой
                  ноте   иногда   залетает   за   возможности   нашего   слуха,   и   тогда
                  вульгарный анекдот понятнее и ближе бестелесной материи классики,
                  и все сводится к безжалостной формуле «спрос — предложение». Но
                  все   это   имеет   ли   отношение   к   ценностям,   не   требующим
                  доказательств? Габараев-человек вызывал разные чувства. Габараев-
                  творец совершенен! Культура его музыки не объясняется обращением
                  к поэзии Лорки или Валье-хо, и, конечно, не интерьером квартиры с
                  «грюндигом», редкими книгами и фонотекой от Рамо до Бернстайна.
                  И   не   прикладной   болтовней   об   искусстве,   и   не   огульной
                  компетентностью. Это культура исторического опыта, опыта, который
                  просачивался   по   капле   в   сознание   композитора   годами,
                  кристаллизуясь и шлифуясь в бриллианты чистой воды. И эти капли



                                                                64
   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71