Page 64 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 64

Статика одноплановой сцены и живое течение драматических тромбов
                  были по тем временам новацией...
                        Что   же,   нечто   подобное   испытал,   правда,   без   виски   и
                  междометий,   и   я,   разглядывая   фотоальбом,   изданный   недавно   в
                  Венеции   искусным   и   мудрым   составителем.   В   альбоме   —   сотни
                  фотографий сотен людей из десятков стран мира, снятых от начала
                  нашего века  до  его  середины. Люди всех возрастов, разных  судеб,
                  разного социального ценза, в разных ипостасях. После просмотра всех
                  фотографий   создается   ощущение,   словно   понюхал   букет   полевых
                  цветов, в котором каждый имеет свой неповторимый аромат. Если эти
                  цветы   —   аллегория   времени,   то   две-три   фотографии   из   альбома,
                  посвященные   семье   Маттео   Руттар,   где   он,   высокий   и   черноусый,
                  похожий на легендарного Ванцетти, и где Маруска — вершок от земли,
                  а на руках матери — просто круглая кнопочка, и во мне вызывали
                  самый настоящий протест против времени, ибо не имея возможности
                  видеть Маруску двадцати, тридцати или сорокалетней, я увидел ее
                  согбенной, под девяносто, правда, характер детского личика словно
                  зацементировался на всю ее долгую жизнь: прямые, рубленые линии,
                  близкие не к овалу, а квадрату, неужто крови итальянской? Скорее,
                  боярыня Морозова, только добрая, постриженная в монахини. Как
                  нелепы в свете святой жизни и судьбы Маруски реликтовые пассажи о
                  чистоте расе, вопли державников, да и вообще, любой раздел и любое
                  деление живых существ с разумом, как неживых... Размышляя далее,
                  подумалось, каким же было в начале века культурное пространство
                  Владикавказа,   если   школьница   Маруска   Руттар   за   годы   жизни   в
                  России, а годы эти можно пересчитать на пальцах, смогла так глубоко
                  проникнуть   в   пласты   культуры   русской   и   через   нее,   накоротко,   к
                  идеалам гуманизма и так называемых общечеловеческих ценностей...
                  Конечно, впечатления юности — самые яркие, цепкие, живучие, но
                  Василиса Прекрасная, переписанная ею маслом с картины Васнецова,
                  разве сувенир на память? Не знакомство ли с русской литературной
                  классикой подвинуло ее к богоискательству, а ужасы революции — к
                  борьбе за человеческую жизнь и достоинство, в конце концов — к
                  миссионерству, когда отдельно взятая душа несет благословение себе
                  подобным   в   этом   сумасшедшем   мире,   где   вот   уже   несколько
                  тысячелетий льется кровь жертв Дьявола?! И если даже антагонизм
                  онтологичен, и все живое, как метко заметил И. Бродский, стремится к
                  экспансии,   в   дилемме   Добра   и   Зла   Маруска   отождествляет   себя   с
                  Богом, а как творец, утверждает Добро, и стены епархии для нее не
                  только прибежище и кров, но и несокрушимая цитадель ее Веры!..
                        Маруска, в белых одеждах, в пустыне, где по преданию Иисус
                  Христос постился сорок дней...
                        Маруска в Колизее Ватикана вручает Папе сотворенную ею икону,
                  под стеклом, в массивном окладе темного дерева...
                        Маруска   с   близкими   у   стены   деревенского   дома   —   дом   в



                                                                62
   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69