Page 61 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 61

собачкой   —   триумф   бессознательной   близости   всего   живого   и
                  невинного...
                        Мир знает массу творческих «измов», и все они интересны, и всем
                  им в той или иной степени присущ эстетический экстремизм, когда
                  стилистические   упражнения   становятся   самоцелью,   фокусом,
                  экспериментом алхимика... Вещи Маруски Руттар, подтверждающие
                  индивидуальность   автора,   несут   в   себе   опыт   мастеров   кисти,
                  известных   ей   как   человеку   высокой   культуры,   —   в   них   дышит
                  космическая чистота и первозданность полотен Утрилло, волшебная
                  светотень Лиотара, мятежность Курбе... Женская рука и душа Маруски
                  удивительным образом избирательны в драме, где даже цвет кажется
                  монохромным; в буколических радостях детства, где все пронизано
                  теплом материнского, солнечного... Она любит времена года. Ее кони
                  —   в   снежной   пурге,   верблюжий   караван   —   в   песчаной   буре...
                  Замерзшее озерцо за обочиной дороги, улица после ливня, — словно
                  листки календаря, в которых вместо дат и цифр — дар небесных сил и
                  благодати, ибо хороша зима, прекрасно лето, светлопечальна осень и
                  обворожительна   весна!..   Широкой   кистью   пишет   Маруска
                  выступающие   скулы   трудяги;   залихватская   у   нее   русская   тройка   с
                  коренным, от которого, ревностно отвернув головы, несутся еще два
                  белых рысака. Но тончайшая кисть и колоратурная пастель ее икон,
                  настенных росписей, живопись на лепестках роз!.. Неведомо, какой
                  техникой работала, чем дотрагивалась до лепестков тоньше крыльев
                  стрекозы, волнующихся от слабого дуновения, но эффект от взгляда
                  на   них   ошеломляет,   —   этот   изыск   и   искус   из   времен   ветряных
                  мельниц   и   золотошвей,   когда   между   человеком   и   природой,   как
                  между губами в поцелуе, не было горечи будущих измен, а в ушах
                  звенели веселые звуки клавесина.
                        Десятки выставок, престижных «биеннале», медалей, почетных
                  званий,   именных   подарков,   —   высокое   признание   высокого
                  призвания,   —   в   последние   годы   чуть   ли   не   ежедневное   внимание
                  критики,   журналистов,   телерепортеров,   интеллектуальной   элиты
                  Италии... Таков итог, если можно назвать итогом непрекращающийся
                  творческий процесс творца и по сей день. Любой искусствоведческий
                  анализ   —   от   примитивного   комплиментарного   до   метафизических
                  бездн — грешит общими местами. Прочитав несколько восторженных
                  панегириков в адрес Маруски Руттар, я обнаружил и золотые крупицы
                  непреднамеренного откровения и снайперски точных характеристик
                  ее   человеческого,   творческого,   и   духовного,   в   контексте   сана,
                  содержания.   Не   комментируя   их   более,   привожу   фрагменты
                  некоторых из них:
                        «Художница, родившаяся в России, неоднократно награжденная
                  Академиями   города   Рима,   премиями   Макнавелио   и   Мардзок-ко
                  Флоренции. За ее плечами более пятидесяти лет жизни монахини. В
                  каждом   ее   произведении   —   послание   мира.   Неискоренимая



                                                                59
   56   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66