Page 67 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 67

он   впитывал,   как   губка   океан,   находя   в   истоках   все   элементы,
                  необходимые его творческой лаборатории. Может, поэтому, начиная с
                  первого опуса, медленно и неотвратимо из музыки Ильи вытесняется
                  все готовое, компилятивное — остается мучительное рождение целого,
                  завершенного, — так рождается не муляж, а живое существо, может,
                  больное и с веснушками, но неоспоримое, как факт! Еври-пид восстал
                  бы из праха, услышав музыку к «Медее», которая,
                        брось ее на весы, отягощенные текстом трагедии, уравновесила бы
                  этот   текст   глубинным   проникновением   в   античную   кабалистику
                  страстей и поступков. Его так называемая «национальная» музыка не
                  опускается   до   уровня   балаганно-ярмарочного,   а   «пашет»   там,   где
                  национальная идея обретает смысл и звучание фуги, исполненной на
                  органе, а не на балалайке... Это многим из нас и наших потомков
                  придется еще понять. Тот, кто понимал это вчера и понимает сегодня,
                  без   натяжек   скажет:   Габараев   —   один   из   основоположников
                  осетинской музыки, в лучших своих произведениях — классик, хотя,
                  как   известно,   у   таланта   талантливы   и   ошибки.   «У   этого   своего
                  произведения   должен   учиться   я   сам»,   —   как-то   заявил   он   мне.
                  Пришлось простить ему высокопарность, ибо за прозрачной одеждой
                  фразы   дышала   истина.   Есть   вещи,   которые   создаешь   в   состоянии
                  помешательства,   не   успевая   уследить   за   молниеносной   работой   и
                  раскладом   своего   биологического   компьютера...   И   лишь   потом,
                  оттерев потный лоб и уняв дрожь пальцев, с сигаретой или без нее,
                  возвращаешься к началу, втягивая крещендо в коду первой фразы,
                  хотя ничему в этой жизни, а тем более в творчестве нет ни начала, ни
                  конца...
                        Именно   Габараев   оказался   той   моторной   силой,   которая
                  реанимировала   (имею   в   виду   строительство)   и   возродила
                  музыкальный театр. Его «Азау» и «Оллана» шли при аншлагах. Народ
                  узнал имена Ю. Лекова, Д. Билаоновой, Ю. Бацазова, — эти и другие
                  мастера   сцены   по   сей   день   знакомят   нас   с   искусством,   некогда
                  органичным лишь столицам Европы.
                        Габараев   писал   музыку   к   фильмам   и,   да   простят   меня
                  кинематографисты,   зрительный   ряд   не   дотягивал   до   звучащей
                  партитуры на «дюйм до бесконечности»...
                        Габараев   писал   песни,   —   уверен,   они   понравились   бы   и
                  глухонемому, если б этот несчастный видел лица поющих эти песни
                  людей... Ранимость тающей снежинки была и есть в этих песнях, но
                  еще и мужественная решимость и гордость за народ, открывший их
                  волшебные истоки...
                        Где-то ближе к годам восьмидесятым Илья получил участок в селе
                  и отстроил дом. Несколько раньше женился, — стал отцом девочки и
                  мальчика. Человеку одной жизни не хватает. А что поделаешь? Люди,
                  которым  Илья  был  дорог,  как  композитор,  сожалели,  что львиная
                  часть его времени уходит на быт и относительный покой деревенских



                                                                65
   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71   72