Page 73 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 73
роликах ли так плавно скользит незнакомка. За короткое время она
стала неоспоримым лидером ансамбля. Великолепное чувство
мелодии, ритма, партнера, пространства. И щемящая неуловимость
этого колдовства, когда на твоих глазах ручеек превращается в
стихию, не охватимую воображением... И подобно тому, как сполохи
молний вырывают, освещая на миг, из кромешной тьмы ночи
причудливые лики, ты видишь «тени забытых предков», руины
каменных стен и крепостей и море знакомых и незнакомых лиц в
густом замесе коней, овец, кошар, башлыков, арб, горных мельниц,
стогов, козьих троп и зверей из аллегорического сказа о жизни и
бытии осетин...
Каждое поколение танцоров приносит и привносит свое
ощущение танца, свой «строительный материал». Помню наш
ансамбль до Альбины. Он был добротен, как добротно сколоченный
дом, но в этом доме вместе с трудолюбивыми жильцами жили другие
духи... Как заметил Лорка, в танцующей женщине должен быть
дьявол! С Альбиной в ансамбле появился Демон! Но не отрешенный,
сгоревший в пламени чувств, а Демон, задумавший вдохнуть в
правильную лексику танца сумасшедшинку взрыва! Уверенность в
непогрешимости, которую видишь в танцах многих ансамблей мира, в
«Алане» обрела живую кровь непредсказуемости, поэтому каждый
номер читался и смотрелся как откровение, открытие, и поэтому
быстрые «хоровые» танцы, где был задействован весь или почти весь
состав, действительно напоминали взрыв — яростью, отточенностью,
натиском, удалью, жертвенностью. При этом — филигранной
отточенностью и динамическим равновесием всего пространства
танца. Я всегда любовался выпуклой, как тетива, грудью Нодара
Плиева, его осиной талией и линейной статью ног, но не меньше, если
не больше, «тяжелым» выходом Казбека Тото-ева — одного из лучших
партнеров Альбины. Он шел, вскинув руки, как скальный монолит, и
был эффектен своей неэффектностью, скромной сдержанностью, —
всем тем, чем по-настоящему красив горец и под грузом ноши, и на
скакуне... Несравненный Игорь Моисеев был убежден, что «коллектив
из Северной Осетии не спутаешь ни с каким другим». Не спутаешь
потому, что не высокий рост и конфетные чары вели его от вершины к
вершине. Скажем, Оник Мангасаров ростом невелик. И Коля Багиев —
не Кануков, который Бола. Да и девушки не с вощеных листов
«Плейбоя», а вот глаз от них было не оторвать!..
Для меня танцы делятся на показательные и «для души».
Ансамбль на то и ансамбль, чтобы знакомить, демонстрировать... Что
ж, нужное дело, особенно интересное для тех, кто видит конкретный
танец или танцы впервые. А я больше всего любил танцы
простолюдинов, танцы-экспромты без шлифовки именитых
балетмейстеров, без обязательных «деланных» улыбок на
заштукатуренных масках лиц, напоминающих театр Кабуки. Видел
71