Page 73 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 73

роликах ли так плавно скользит незнакомка. За короткое время она
                  стала   неоспоримым   лидером   ансамбля.   Великолепное   чувство
                  мелодии, ритма, партнера, пространства. И щемящая неуловимость
                  этого   колдовства,   когда   на   твоих   глазах   ручеек   превращается   в
                  стихию, не охватимую воображением... И подобно тому, как сполохи
                  молний   вырывают,   освещая   на   миг,   из   кромешной   тьмы   ночи
                  причудливые   лики,   ты   видишь   «тени   забытых   предков»,   руины
                  каменных стен и крепостей и море знакомых и незнакомых лиц в
                  густом замесе коней, овец, кошар, башлыков, арб, горных мельниц,
                  стогов,  козьих  троп и  зверей  из аллегорического  сказа  о жизни  и
                  бытии осетин...
                        Каждое   поколение   танцоров   приносит   и   привносит   свое
                  ощущение   танца,   свой   «строительный   материал».   Помню   наш
                  ансамбль до Альбины. Он был добротен, как добротно сколоченный
                  дом, но в этом доме вместе с трудолюбивыми жильцами жили другие
                  духи...   Как   заметил   Лорка,   в   танцующей   женщине   должен   быть
                  дьявол! С Альбиной в ансамбле появился Демон! Но не отрешенный,
                  сгоревший   в   пламени   чувств,   а   Демон,   задумавший   вдохнуть   в
                  правильную   лексику   танца   сумасшедшинку   взрыва!   Уверенность   в
                  непогрешимости, которую видишь в танцах многих ансамблей мира, в
                  «Алане»   обрела   живую   кровь   непредсказуемости,   поэтому   каждый
                  номер   читался   и   смотрелся   как   откровение,   открытие,   и   поэтому
                  быстрые «хоровые» танцы, где был задействован весь или почти весь
                  состав, действительно напоминали взрыв — яростью, отточенностью,
                  натиском,   удалью,   жертвенностью.   При   этом   —   филигранной
                  отточенностью   и   динамическим   равновесием   всего   пространства
                  танца.   Я   всегда   любовался   выпуклой,   как   тетива,   грудью   Нодара
                  Плиева, его осиной талией и линейной статью ног, но не меньше, если
                  не больше, «тяжелым» выходом Казбека Тото-ева — одного из лучших
                  партнеров Альбины. Он шел, вскинув руки, как скальный монолит, и
                  был эффектен своей неэффектностью, скромной сдержанностью, —
                  всем тем, чем по-настоящему красив горец и под грузом ноши, и на
                  скакуне... Несравненный Игорь Моисеев был убежден, что «коллектив
                  из Северной Осетии не спутаешь ни с каким другим». Не спутаешь
                  потому, что не высокий рост и конфетные чары вели его от вершины к
                  вершине. Скажем, Оник Мангасаров ростом невелик. И Коля Багиев —
                  не   Кануков,   который   Бола.   Да   и   девушки   не   с   вощеных   листов
                  «Плейбоя», а вот глаз от них было не оторвать!..
                        Для   меня   танцы   делятся   на   показательные   и   «для   души».
                  Ансамбль на то и ансамбль, чтобы знакомить, демонстрировать... Что
                  ж, нужное дело, особенно интересное для тех, кто видит конкретный
                  танец   или   танцы   впервые.   А   я   больше   всего   любил   танцы
                  простолюдинов,   танцы-экспромты   без   шлифовки   именитых
                  балетмейстеров,   без   обязательных   «деланных»   улыбок   на
                  заштукатуренных  масках  лиц,   напоминающих  театр Кабуки.   Видел



                                                                71
   68   69   70   71   72   73   74   75   76   77   78