Page 78 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 78

Ватаев:   без   и   вне   Ватаева   этих   лент,   практически,   нет.   Конечно,
                  уникальна тектоника его лица — широкоскулого, с узкими щелями
                  глаз, с широким, не скошенным в овал затылком... Эта тектоника в
                  аранжировке   опытного   гримера   и   восточных   костюмов   вмиг
                  превращала Ватаева то в таджика, то в узбека, то в туркмена без каких-
                  либо дополнительных усилий, но тонко чувствуя пласты восточной
                  культуры.   Бибо   дарил   эти   пласты   своим   героям   с   такой   царской
                  щедростью,   одержимостью   и   страстью,   с   такой   четкой
                  орнаментальной прорисовкой, внутренней и внешней ритмикой, что
                  немели сами хозяева от заезжего ненадолго гостя из далекой Осетии.
                  На глазах оживал эпос и какие-то важные забытые его грани, которые
                  после  шлифовки   их   Ватаевым,   сверкали,  как лазурь  и  малахит   на
                  куполах и стенах дворцов, храмов и мечетей древнего Самарканда...
                  Петровский рост, сажень плеч, широкий раскованный мах походки
                  актера словно приподнимали звучание легенд и страстей. А тембр и
                  густая палитра голоса? Он то яростный, то вкрадчивый, молитвенно
                  взывающий   и   презрительно   отвергающий...   Не   помню   по   истории
                  даже мирового кино и театрального искусства более пяти-шести имен,
                  так передающих каждое движение души этим чрезвычайно важным
                  инструментом для лепки образа...
                        Мои   сверстники   и   коллеги   помнят   о   снисходительной
                  простительности              советской,           в       частности           московской
                  кинематографической элиты к «азиатской» кинопродукции, при этом
                  варяги от этой элиты десятки лет наезжали в республики Средней
                  Азии   в   качестве   авторов,   соавторов,   постановщиков,   операторов,
                  актеров   и   чуть   ли   не   подсобных   рабочих   —   мол,   поможем
                  несмышленым братьям творить настоящее кино!.. За исключением
                  двух-трех лент, действительно настоящих, скажем, «Первый учитель»
                  Михалкова-Кончаловского,   «Сорок   первый»   или   «Белое   солнце
                  пустыни», — в основном снимались ремесленные, наспех сколоченные
                  поделки   с   чайханой,   пловом   и   басмачами...   Не   погрешу   против
                  истины, если скажу, что и в фильмах, отмеченных мной выше, мир
                  Средней   Азии   был   ярким   ковром,   на   фоне   которого   утверждался
                  приоритет великорусских, а по сути, великодержавных ценностей, и
                  лишь осетин Ватаев явился зрителю СССР не кинематографическим
                  ландскнехтом,   а   блестящим   выразителем   древнейшей   культуры
                  народов Востока... Второго примера такой проникновенной братской и
                  творческой жертвенности я не знаю и не знал...
                        В нашей стране всегда было трудно предугадать условия своей
                  творческой судьбы, но представляю, как бы сыграл Ватаев Чингис-
                  хана   или   Батыя,   Алпамыша   или   Салавата   Юлаева,   Авиценну   или
                  духовного наставника Шамиля Кази-муллу!.. И не только их. Ватаев
                  снимался на многих студиях страны и за рубежом, и даже в ролях
                  эпизодических запоминался, как герой, а не персонаж...
                        Всемирная   слава   его   наставника,   одного   из   лучших,   если   не



                                                                76
   73   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83