Page 74 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 74

много таких танцев в городских дворах, и в просторных сельских, на
                  горном пастушьем лугу или у ручья с шашлыками. И была в них
                  ветхозаветная простота чуть подвыпивших хохмачей и охульни-ков.
                  Но, подобно рыцарской руке в железной перчатке, осетинские танцы
                  всегда   были  окованы   железом  морали  и   этики  из  устоев   предков,
                  предпочитавших кинжальное острие чести позору бесчестия. Вот в
                  этом  столкновении  «хочу-нельзя» —  графический парафраз наших
                  танцев и работа скупых выразительных средств на углубление, а не
                  расцвечивание   образа   новомодными   виньетками   современной,
                  берущейся   за   все   хореографии.   Понимала   ли   это   Баева,
                  превратившись   из   ученицы   с   косичками   в   художественного
                  руководителя одного из сильнейших ансамблей не только республики,
                  но и страны? Однозначно — да. В ее показательных танцах не было
                  ничего показного, — все танцевали от души и для души! И первой она
                  сама. И улыбка или грусть были у нее не знаком правил движения, в
                  данном   случае   чувств,   а   их   истинным   содержанием.   Кто   не   хочет
                  выглядеть эффектно? Ее художники по костюмам, ее хореографы и
                  «мейстеры»   порой   топили   коллектив   в   море   идей,   открытий   и
                  находок, но подобно тому, как уважающий себя бедняк предпочитает
                  свою хламиду парче с барского плеча, она тактично, чтобы не обидеть
                  новаторов,   возвращалась   к   истокам...   Истоки,   как   умирающий   от
                  жажды   —   воду   в   пустыне,   искала   она,   овладевая   танцами   других
                  народов   и   находила   их   не   в   механическом   копировании,   не   в
                  подражании   —   в   духовной   идентификации.   Любой   не   осетинский
                  танец,   исполненный   Альбиной,   как   солисткой,   вызывал   шквал
                  аплодисментов у тех, кто видел, как эта осетинка проникает в святая
                  святых национальной неповторимости — плиты скал расходились под
                  ее легкими шагами без заклинаний: «Сезам, откройся!»
                        Итак, она была неотразима в старинном плавном танце, поэтична
                  в   лирическом,   неожиданна   в   комедийном.   Высокий   трагизм   и
                  незащищенность   отличали   ее   в   танцах   драматических.   Девушка   с
                  характером.   Разъяренная   жена.   Старушка-мать...   Этот   ряд   можно
                  продолжить,   вспомнив   блестящее   исполнение   Альбиной   сольной
                  программы в танцах народов СССР. Таких как армянский «Ай-Назан»,
                  грузинский   «Картули»,   азербайджанский   «Джейран»,   где,   кстати,
                  надо   было   не   только   танцевать,   но   и   петь   на   языке   братской
                  республики.   В   азербайджанском   «Тураджи»   Альбина   танцевала
                  птицу. Она вошла в образ и чуть не улетела со сцены. Это был триумф
                  изящества и волшебной невесомости. Вспоминается добрый эпизод.
                  Этот  танец для   «Алана»  в свое  время  ставила  известная  Дельбази
                  Амина-Ханум — художественный руководитель ансамбля «Чинара».
                  Вскоре, будучи почетным членом жюри, за исполнение этого танца
                  она   дала   высшую   оценку   Альбине   Баевой,   а   не   солистке   своего
                  коллектива. «Своими руками себя задушила!» — сказала она, смеясь и
                  провожая сияющим взглядом сияющую Альбину.



                                                                72
   69   70   71   72   73   74   75   76   77   78   79