Page 77 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 77
впечатляющей фактуры и не менее впечатляющего содержания...
Таковыми для меня в мире актеров Осетии, в определенном смысле
слова были Владимир Бестаев, заметно шире — Владимир Тхапсаев.
Если говорить об универсальной взвешенности и сочетании
достоинств, то этот ряд лучшим образом замыкает Бимболат
Заурбекович Ватаев, в народе Бибо. И действительно — все его знают,
все его уважают, все его любят; только что не ходят с его портретами
на парадах, и дюжина крепких парней не охраняет его бесценную
жизнь с топырящимися под цивильными пиджаками «стечкиными»...
но Ватаев не политик, а актер. Хотя актер, осваивающий и в жизни, и
на сцене, и с экрана десятки, сотни человеческих судеб, характеров,
положений не может не быть политиком, причем самодостаточным,
без партийных игр, подтасовок, имиджмейкеров и прочей безвкусной
суеты... Заявляю с первых строк этого небольшого очерка, что хоть
Ватаев мой друг, у меня нет цели возвести ему при жизни
литературный памятник, тем более молиться на него. А вот набросать
беглый эскиз о нем в раме моей памяти из «шестидесятых», в
духовном ракурсе моего осмысления и ощущения этой действительно
универсальной и незаурядной личности — моя задача.
Начнем с того, что еще в годы нашей учебы в Москве балагур,
весельчак и красавец, не знающий отбоя от хорошеньких девочек,
всегда желанный в компании друзей, студент Ватаев уже был если не
легендой, то прологом к ней... Плюс таланты творческого плана —
этюды, постановки, композиции от сугубо национальных до Брехта, в
которых творилась и творила фигура Бибо, были всегда ярки, крупны,
заметны; и если постановкам из пространства европейской культуры
порой не хватало адекватного актерского прочтения, то вещами,
близкими и понятными ей, осетинская студия открывала своим
педагогам и товарищам из глубин и весей страны такие полотна
жизни своего и кавказских народов, которые, свидетельствую, —
потрясали! Как-то классик осетинской живописи Азанбек Джанаев
заметил, что творческий процесс не прекращается в нем и в туалете.
Он был прав. Художник, если он художник, даже прожигая жизнь, на
взгляд стороннего, самым бездарным образом, на деле — в творческой
командировке, на работе, на капитанском мостике, на семи ветрах
своих семи стихий! Бибо рос не по годам, а по часам — герой и
романтик, мечтающий сыграть Чермена, он пытливо заглядывал за
горизонт, где во тьме веков, или же в их сиянии, покоились руны
драматургов Древней Греции и Рима, его взгляд долго задерживался
на пиках творений Шекспира...Не будем послушно следовать за
вехами жизни актера и остановим свой взгляд на его работах в
республиках Средней Азии, и, в частности под творческим
патронажем одного из старейших режиссеров студии «Узбекфильм»
Б.А. Кимягарова. Мой сорокалетний опыт работы в кино дает мне
право сделать вывод после просмотра всех лент, в которых снимался
75