Page 77 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 77

впечатляющей   фактуры   и   не   менее   впечатляющего   содержания...
                  Таковыми для меня в мире актеров Осетии, в определенном смысле
                  слова были Владимир Бестаев, заметно шире — Владимир Тхапсаев.
                  Если   говорить   об   универсальной   взвешенности   и   сочетании
                  достоинств,   то   этот   ряд   лучшим   образом   замыкает   Бимболат
                  Заурбекович Ватаев, в народе Бибо. И действительно — все его знают,
                  все его уважают, все его любят; только что не ходят с его портретами
                  на парадах, и дюжина крепких парней не охраняет его бесценную
                  жизнь с топырящимися под цивильными пиджаками «стечкиными»...
                  но Ватаев не политик, а актер. Хотя актер, осваивающий и в жизни, и
                  на сцене, и с экрана десятки, сотни человеческих судеб, характеров,
                  положений не может не быть политиком, причем самодостаточным,
                  без партийных игр, подтасовок, имиджмейкеров и прочей безвкусной
                  суеты... Заявляю с первых строк этого небольшого очерка, что хоть
                  Ватаев   мой   друг,   у   меня   нет   цели   возвести   ему   при   жизни
                  литературный памятник, тем более молиться на него. А вот набросать
                  беглый   эскиз   о   нем   в   раме   моей   памяти   из   «шестидесятых»,   в
                  духовном ракурсе моего осмысления и ощущения этой действительно
                  универсальной и незаурядной личности — моя задача.
                        Начнем с того, что еще в годы нашей учебы в Москве балагур,
                  весельчак и красавец,  не знающий отбоя  от хорошеньких девочек,
                  всегда желанный в компании друзей, студент Ватаев уже был если не
                  легендой, то прологом к ней... Плюс таланты творческого плана —
                  этюды, постановки, композиции от сугубо национальных до Брехта, в
                  которых творилась и творила фигура Бибо, были всегда ярки, крупны,
                  заметны; и если постановкам из пространства европейской культуры
                  порой   не   хватало   адекватного   актерского   прочтения,   то   вещами,
                  близкими   и   понятными   ей,   осетинская   студия   открывала   своим
                  педагогам   и   товарищам   из   глубин   и   весей   страны   такие   полотна
                  жизни   своего   и   кавказских   народов,   которые,   свидетельствую,   —
                  потрясали!   Как-то   классик   осетинской   живописи   Азанбек   Джанаев
                  заметил, что творческий процесс не прекращается в нем и в туалете.
                  Он был прав. Художник, если он художник, даже прожигая жизнь, на
                  взгляд стороннего, самым бездарным образом, на деле — в творческой
                  командировке, на работе, на капитанском мостике, на семи ветрах
                  своих   семи   стихий!   Бибо   рос   не   по   годам,   а   по   часам   —   герой   и
                  романтик, мечтающий сыграть Чермена, он пытливо заглядывал за
                  горизонт, где во тьме веков, или же в их сиянии, покоились руны
                  драматургов Древней Греции и Рима, его взгляд долго задерживался
                  на   пиках   творений   Шекспира...Не   будем   послушно   следовать   за
                  вехами   жизни   актера   и   остановим   свой   взгляд   на   его   работах   в
                  республиках   Средней   Азии,   и,   в   частности   под   творческим
                  патронажем одного из старейших режиссеров студии «Узбекфильм»
                  Б.А. Кимягарова. Мой сорокалетний опыт работы в кино дает мне
                  право сделать вывод после просмотра всех лент, в которых снимался



                                                                75
   72   73   74   75   76   77   78   79   80   81   82