Page 150 - 100_names
P. 150
149
Нафи Джусойты родился в с. Ногкау Южной Осетии.
После окончания начальной школы в родном селе продолжил
учебу в Кировской средней школе. В 1941 г., накануне войны,
окончил школу и добровольно вступил в ряды Красной армии.
По демобилизации Нафи Джусойты вернулся на Родину
в г. Сталинир и с конца 1945 по 1949 г. работал инструктором
Юго-Осетинского обкома компартии, потом – уполномочен-
ным главлита Юго-Осетии, собственным корреспондентом ре-
спубликанской газеты «Заря Востока» по Южной Осетии.
В эти годы Нафи Григорьевич заочно окончил истори-
ческий факультет Сталинирского педагогического института.
Продолжил учебу в аспирантуре Института русской литерату-
ры (Пушкинский Дом). Защитил кандидатскую диссертацию
на тему «Коста Хетагуров и русская литература».
С 1954 г. Нафи Джусойты работает заведующим отделом
литературы Юго-Осетинского научно-исследовательского ин-
ститута. В 1969 г. успешно защитил докторскую диссертацию
на тему «История осетинской литературы (конец ХIХ – начало
ХХ вв.)».
Н. Джусойты читал лекции в Юго-Осетинском и Северо-Осетинском педагогических институ-
тах. Был заведующим кафедрой осетинского языка и литературы Юго-Осетинского пединститута, на-
учным сотрудником Владикавказского научного центра. Автор более 400 научных работ, в том числе
12 монографий. Автор учебника осетинской литературы для 8-9 классов, словаря литературных тер-
минов и др.
Первые литературные пробы Нафи Джусойты относятся к тому времени, когда будущий писатель
учился в средней школе. Первое стихотворение опубликовал в журнале «Фидиуæг» в № 4 в 1945 г.
Лучшие стихи, написанные во время войны и после войны, вошли в его первый поэтический сборник
«Сердце солдата» («Салдаты зæрдæ», 1949).
В последующих книгах «Душевный разговор» («Зæрдæйы ныхас», 1952), «Лирика» («Лирикæ»,
1955), «Я родился в горах» («Æз райгуырдтæн хохы», 1960) проявилась вся мощь его таланта. Его
голос резко отличается от других. Тематика быстро расширяется, поэтический взор охватывает разно-
образные стороны духовного мира его современника. Многие стихи философичны, полны раздумий
о глубокой, чистой любви и месте поэта в жизни. Он быстро и заслуженно становится запевалой в
осетинской поэзии.
В каждом новом поэтическом сборнике Нафи Джусойты удивлял читателя чем-то новым, до него
не сказанным.
В осетинской литературе значимое место также заняла сочная и насыщенная проза Нафи. Его
рассказы, повести и романы не только тематически, но и жанрово обогатили осетинскую литературу.
Роман «Кровь предков» («Фыдæлты туг», 1965) – первый исторический роман в осетинской ли-
тературе. В дилогии «Слезы Сырдона» («Сырдоны цæссыгтæ», 2005) автором дана широкая панорама
жизни нартского общества из осетинского народного эпоса, как бы переведенного в нашу эпоху. Пове-
сти Нафи Джусойты принесли ему не меньшую известность, чем романы, и обогатили жанр повести
лирико-философского характера в осетинской литературе.
О мастерстве автора и об актуальности поднимаемых им проблем говорит и то, что почти все
произведения были переведены на русский, украинский и польский языки.
Никакой жанр в художественной литературе, в литературной критике, литературоведении для
Нафи Джусойты не чужд. Он одновременно активно работает во всех этих жанрах и везде добивается
больших успехов. В свое время его трагедия «Азау и Таймураз» («Азау æмæ Таймураз»), написанная
по мотивам новеллы Сека Гадиева «Азау», с благодарностью была принята осетинским зрителем. На
сцене Юго-Осетинского государственного драматического театра также были поставлены спектакли
по одноименным пьесам Нафи Джусойты: «Венера – утренняя звезда («Бонвæрнон – сæууон стъа-
лы»), «Или – свобода, или – смерть» («Кæнæ – сæрибар, кæнæ – мæлæт»), «Забытая песня» («Рох
зарæг») и другие.