Page 117 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 117

стройный хаос металла и нестройный — вспарываемых плит льда.
                  Вкусен   коктейль   вращающихся   барабанов,   бегущих   тросов,
                  раскачивающихся канатов, кронштейнов, цепей, крюков, стопоров...
                  Запоминаются задубелые лица, льдинки глаз, четкая обрывочность
                  реплик.   И   почти   физически   ощущается   борьба   двух   исполинов   —
                  ледокола с ядерной начинкой и океана в панцире льда.
                        Еще одна ступень на жизненном и творческом пути пройдена. С
                  усилием,           возможно,           адекватным             усилиям           исполина,
                  прокладывающего путь каравану судов...
                        С   Султаном   хорошо   работать.   Редко   спорит.   Остроумен.   Знает
                  свою   технику.   Следит   за   ней.   Не   помню   случая,   чтобы   он   сорвал
                  съемку,   допустил   брак   по   незнанию.   Цориев   —   эрудит.   В
                  определенном   смысле   —   универсален.   С   пониманием   природы
                  человека   и   профессии   снимет   металлурга   и   художника.   Может
                  провести   литературный   или   искусствоведческий   анализ   любого
                  произведения, думаю, лучше многих критиков и «ведов» — еще одно
                  слагаемое к портрету личности. И конечно, это верный друг. На него
                  всегда можно положиться — не подведет, выстоит, поможет, поймет.
                  Одевается спортивно. Любит спартанский образ жизни — в походной
                  амуниции похож на альпиниста-горноспасателя...
                        К третьему броску Цориев готовился годы. Он собрал в кулак все,
                  на что был способен, и снял фильм о скульпторе С. Едзиеве. Фильм
                  называется   «Ваятель»   —   нежно   для   каменотеса,   но   с   сыновней
                  любовью к мастеру, воплотившему в камне гений народа.
                        Я, не лишенный доброй зависти к совершенству, в чем и как бы
                  оно ни выражалось, смотрел эту работу с наслаждением, близким к
                  чувственному.   Математическая   точность,   выверенность   каждого
                  плана. Четкий смысловой и видовой ракурс. Размеренный, как речь
                  мудреца,   темпо-ритм.   Чеканная   композиция   эпизодов   и   фильма   в
                  целом.   Скупость   выразительных   средств.   Органичное   фильму
                  музыкально-шумовое решение. Ряд метких и глубоких режиссерских
                  находок, открытий. Если в фильме о Кучиеве идет кинорассказ, то
                  здесь   —  целый   сонм   метафор   образует   вместе   одну   —   емкую,   как
                  тотем,   таинственную,   как   каббалистический   знак.   В   этой   главной
                  метафоре   —   вся   наша   жизнь   в   исторической   ретроспекции...   Так
                  бывает,   когда   тема   находит   своего   единственного   автора.   В   этой
                  работе   он   поднялся   выше   экологических   и   нравственных   проблем
                  нашей   памяти,   точнее,   соединил   воедино   крик   души   с   пафосом
                  гениальных скульптур, брошенных на произвол в заоблачных аулах и
                  предгорных селах Осетии. Работы Едзиева, тающие под наждаком и
                  рашпилем   ветра,   солнца,   снега   и   дождей,   могут   действительно
                  превратиться в песок, но на пороге века двадцать первого варварство и
                  культура,   кажется,   подписали   «мирный»   договор   —   ценностные
                  критерии   стали   абстрактными,   а   это   и   есть   цинизм   в   его   чистом,
                  кристаллическом виде.



                                                               115
   112   113   114   115   116   117   118   119   120   121   122