Page 121 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 121

монова. В праздник, когда он ждал с минуты на минуту к столу жену и
                  сына, а они с утра уехали машиной в Алагир проведать и поздравить
                  его родителей, он, как пораженный молнией, узнал, что и жена и сын,
                  возвращаясь, лоб в лоб сшиблись с тяжелым грузовиком и погибли.
                  Супруга   Тотиева,   киномонтажер   Зифа   Касаева,   десятки   лет
                  проработала с Заирой Тамаевой, супругой Рамонова. Заира была ее
                  лучшей, и, можно сказать, единственной подругой в жизни. Борис
                  любил Заиру, как сестру, и, конечно, он был автором надгробного
                  памятника и Заире и ее единственному сыну. Я видел эту работу. Мать
                  и сын в объятиях друг друга: головы их, соприкасаясь, превращают обе
                  фигуры   в   одну   —   трагедия   становится   апофеозом   жертвенности   и
                  всепрощения...
                        Много споров, но и чувств признательности и восхищения, вызвал
                  монумент   Иссе   Плиеву,   сработанный   Тотиевым,   как   и   в   случае   с
                  Барбашовым, в содружестве с Николаем Ходовым. Говорили, что это
                  не Плиев, а паста, фигурно выдавленная из тюбика; тех, кто Плиевым
                  Тотиева-Ходова   восхищался,   поражала   экспрессия   композиции,
                  «горская» осанка генерала на коне, сам конь, несущийся, как ветер; им
                  нравился   и   постамент,   оторвавший   скульптуру   от   земли,   и
                  действительно, создается впечатление, что генерал, как Уастырджи,
                  летит на коне по воздуху...
                        Скульптуру   еще   называют   пластическим   искусством.   В   самом
                  слове «пластика» — изгиб, плавность, овал... Продолжим и скажем —
                  гладкость, нежность, теплота... И в то же время ремесло скульптора,
                  хотя   мир   знает   скульпторов-женщин,   дело   мужское   —   все   здесь
                  взывает   к   сильной   руке   и   воле   сильного   пола.   На   стыке   суровой
                  нежности   и   благородного   мужества   таится   творческий   императив
                  Тотиева. Это столкновение океанского вала с бесформенной громадой
                  утеса или солнечный свет, вымывающий ночь из каньона ущелья...
                        Тотиев не может не работать. Думаю, дело не в хлебе насущном.
                  Во всяком случае, не только в нем. Выиграй он миллион, все равно
                  будет вкалывать. Будет вкалывать, даже если нет ни одной стоящей
                  идеи. Но такого с ним быть не может. И дай Бог, чтобы не было.
                  Потому что человек в работе прекрасен. Тем более скульптор. Тем
                  более Тотиев.
                        Как-то мы с ним были в горах, на каменоломне. Кубы гранита,
                  врезаясь в почву, грудой лежали за стенами и у стен распилочной.
                  Борис, в поисках подходящей глыбы, шагал по этим кубам и вдруг
                  остановился. Подошвой ног он чувствовал теплоту камня и знал, что
                  из него можно сработать. На фоне гор, и контровом свете огненного
                  заката его фигура казалась таким же монолитом, как стена Кариу-
                  хоха!..

                                            Н. ХОДОВ: СЕГОДНЯ И ВСЕГДА
                        Чем-то он похож на Сахарова. Хотя можно ли проводить аналогии



                                                               119
   116   117   118   119   120   121   122   123   124   125   126