Page 121 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 121
монова. В праздник, когда он ждал с минуты на минуту к столу жену и
сына, а они с утра уехали машиной в Алагир проведать и поздравить
его родителей, он, как пораженный молнией, узнал, что и жена и сын,
возвращаясь, лоб в лоб сшиблись с тяжелым грузовиком и погибли.
Супруга Тотиева, киномонтажер Зифа Касаева, десятки лет
проработала с Заирой Тамаевой, супругой Рамонова. Заира была ее
лучшей, и, можно сказать, единственной подругой в жизни. Борис
любил Заиру, как сестру, и, конечно, он был автором надгробного
памятника и Заире и ее единственному сыну. Я видел эту работу. Мать
и сын в объятиях друг друга: головы их, соприкасаясь, превращают обе
фигуры в одну — трагедия становится апофеозом жертвенности и
всепрощения...
Много споров, но и чувств признательности и восхищения, вызвал
монумент Иссе Плиеву, сработанный Тотиевым, как и в случае с
Барбашовым, в содружестве с Николаем Ходовым. Говорили, что это
не Плиев, а паста, фигурно выдавленная из тюбика; тех, кто Плиевым
Тотиева-Ходова восхищался, поражала экспрессия композиции,
«горская» осанка генерала на коне, сам конь, несущийся, как ветер; им
нравился и постамент, оторвавший скульптуру от земли, и
действительно, создается впечатление, что генерал, как Уастырджи,
летит на коне по воздуху...
Скульптуру еще называют пластическим искусством. В самом
слове «пластика» — изгиб, плавность, овал... Продолжим и скажем —
гладкость, нежность, теплота... И в то же время ремесло скульптора,
хотя мир знает скульпторов-женщин, дело мужское — все здесь
взывает к сильной руке и воле сильного пола. На стыке суровой
нежности и благородного мужества таится творческий императив
Тотиева. Это столкновение океанского вала с бесформенной громадой
утеса или солнечный свет, вымывающий ночь из каньона ущелья...
Тотиев не может не работать. Думаю, дело не в хлебе насущном.
Во всяком случае, не только в нем. Выиграй он миллион, все равно
будет вкалывать. Будет вкалывать, даже если нет ни одной стоящей
идеи. Но такого с ним быть не может. И дай Бог, чтобы не было.
Потому что человек в работе прекрасен. Тем более скульптор. Тем
более Тотиев.
Как-то мы с ним были в горах, на каменоломне. Кубы гранита,
врезаясь в почву, грудой лежали за стенами и у стен распилочной.
Борис, в поисках подходящей глыбы, шагал по этим кубам и вдруг
остановился. Подошвой ног он чувствовал теплоту камня и знал, что
из него можно сработать. На фоне гор, и контровом свете огненного
заката его фигура казалась таким же монолитом, как стена Кариу-
хоха!..
Н. ХОДОВ: СЕГОДНЯ И ВСЕГДА
Чем-то он похож на Сахарова. Хотя можно ли проводить аналогии
119