Page 119 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 119

Чистота и порядок и в мастерской его человеческих качеств. Всегда
                  опрятен.   Хороший   друг.   Заботливый   отец.   Недавно   стал   дедом,   а
                  больше   сорока   ему   не   дашь.   Врагов,   по-моему,   у   него   нет.   Ну,   а
                  завистники сопровождают любую личность до гробовой доски...
                        Сегодня Тотиева знает вся республика. Знала вчера. Его стела у
                  Эльхотовских   ворот,   Заурбек   Калоев   на   Транскаме   и   Ацамаз   в
                  дендрарии,   там,   где   они   взывают   взглянуть   на   них,   словно   стоят
                  веками... Взять ту же стелу. Ее творческое решение — на поверхности.
                  Но   как   айсберг.   Потому   что   она   тотиевская.   И   тотиевская   она   не
                  пушкой,   а   отбором   и   шлифовкой   типажей,   стоической   верой
                  изможденных   людей   в   победу;   в   скульптурном   ансамбле   —   без
                  гипертрофированного пафоса, театральных жестов, и в статике фигур
                  — нарастающим ритмом атаки!..
                        Монумент Барбашову, воину, повторившему подвиг Александра
                  Матросова   на   земле   Осетии,   Тотиев   сработал   в   содружестве   с   Н.
                  Ходовым,   директором   «Электроцинка»,   скульптором-самоучкой,   но
                  самоучкой   его   не   назовешь.   Слишком   талантлив.   И   это   не
                  комплимент. Я видел ряд его работ — их выполнил профессионал. Не
                  знаю, каков личный вклад каждого из них в монумент Барбашова, но
                  этот симбиоз оказался даром божьим и для Барбашова, и для Тотиева,
                  и для Ходова. Образ бойца стал собирательным до такой степени, что
                  даже в его амуниции, в каждой складке, изгибе, не говоря уже о всей
                  фигуре   —   все   армии,   все   рода   войск,   вся   страна   эпохи   войны
                  Отечественной   и   мировой.   Этот   монумент,   сваренный   из
                  металлического сплава, — потрясающей силы, ибо герой «пойман» в
                  «момент истины», когда так тяжело и так легко лишиться жизни,
                  когда в сознании, как поезд под откос, проносится вся эта жизнь, а
                  слово «родина» наполняется неразменным смыслом...
                        Великолепен «Штыб». Мы можем как угодно трактовать события
                  и дела советского периода, но «Штыб» как произведение скульптора
                  впечатляет и своим подвигом, и собой — лихо заломленной кубанкой,
                  ястребиным разворотом головы, пульсирующей мускулатурой шеи, —
                  ибо психологический портрет этого человека в камне — из ценностей
                  общечеловеческих   и   вечных,   а   не   спекулятивных   и   преходящих...
                  Поэтому и композиции, посвященные комсомолу, хороши пафосом
                  юности,   а   не   послужным   списком   грехов   из   «ЧП   районного
                  масштаба».
                        Некто,   а,   может,   никто   упрекнул   Бориса   в   творческой
                  однородности,   граничащей   с   конформизмом,   —   мол,   скульптор   он
                  госзаказа   и   в   меньшей   степени   в   его   работах   субъективного,
                  личностного,   пусть   спорного...   Это   не   так.   Заказом   была   и
                  Сикстинская   капелла.   Конформизм   —   понятие   сильное,   но
                  малоконкретное   в   контексте   нашей   нечеловеческой   п   безобразной
                  жизни. Что касается личностного, то тут нет смысла возражать. Нет ни
                  одного художника, который бы творил «за того парня». Тотиев тем и



                                                               117
   114   115   116   117   118   119   120   121   122   123   124