Page 119 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 119
Чистота и порядок и в мастерской его человеческих качеств. Всегда
опрятен. Хороший друг. Заботливый отец. Недавно стал дедом, а
больше сорока ему не дашь. Врагов, по-моему, у него нет. Ну, а
завистники сопровождают любую личность до гробовой доски...
Сегодня Тотиева знает вся республика. Знала вчера. Его стела у
Эльхотовских ворот, Заурбек Калоев на Транскаме и Ацамаз в
дендрарии, там, где они взывают взглянуть на них, словно стоят
веками... Взять ту же стелу. Ее творческое решение — на поверхности.
Но как айсберг. Потому что она тотиевская. И тотиевская она не
пушкой, а отбором и шлифовкой типажей, стоической верой
изможденных людей в победу; в скульптурном ансамбле — без
гипертрофированного пафоса, театральных жестов, и в статике фигур
— нарастающим ритмом атаки!..
Монумент Барбашову, воину, повторившему подвиг Александра
Матросова на земле Осетии, Тотиев сработал в содружестве с Н.
Ходовым, директором «Электроцинка», скульптором-самоучкой, но
самоучкой его не назовешь. Слишком талантлив. И это не
комплимент. Я видел ряд его работ — их выполнил профессионал. Не
знаю, каков личный вклад каждого из них в монумент Барбашова, но
этот симбиоз оказался даром божьим и для Барбашова, и для Тотиева,
и для Ходова. Образ бойца стал собирательным до такой степени, что
даже в его амуниции, в каждой складке, изгибе, не говоря уже о всей
фигуре — все армии, все рода войск, вся страна эпохи войны
Отечественной и мировой. Этот монумент, сваренный из
металлического сплава, — потрясающей силы, ибо герой «пойман» в
«момент истины», когда так тяжело и так легко лишиться жизни,
когда в сознании, как поезд под откос, проносится вся эта жизнь, а
слово «родина» наполняется неразменным смыслом...
Великолепен «Штыб». Мы можем как угодно трактовать события
и дела советского периода, но «Штыб» как произведение скульптора
впечатляет и своим подвигом, и собой — лихо заломленной кубанкой,
ястребиным разворотом головы, пульсирующей мускулатурой шеи, —
ибо психологический портрет этого человека в камне — из ценностей
общечеловеческих и вечных, а не спекулятивных и преходящих...
Поэтому и композиции, посвященные комсомолу, хороши пафосом
юности, а не послужным списком грехов из «ЧП районного
масштаба».
Некто, а, может, никто упрекнул Бориса в творческой
однородности, граничащей с конформизмом, — мол, скульптор он
госзаказа и в меньшей степени в его работах субъективного,
личностного, пусть спорного... Это не так. Заказом была и
Сикстинская капелла. Конформизм — понятие сильное, но
малоконкретное в контексте нашей нечеловеческой п безобразной
жизни. Что касается личностного, то тут нет смысла возражать. Нет ни
одного художника, который бы творил «за того парня». Тотиев тем и
117