Page 114 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 114

мировым   именем,   «рубил»   свой   очередной   роман   в   Нью-Йорке   в
                  очках,   подвязанных   к   ушам   шнурком   от   ботинка...   Гергиев,   в
                  двенадцатом часу ночи, вышел к нам, съемочной группе фильма, с
                  щетиной на лице, обливаясь ручьями пота, с воспаленными глазами, и
                  похож он был не на дирижера, — абрека, только что соскочившего со
                  взмыленной лошади. На абрека он был похож и в работе — нависая
                  над оркестровой ямой, как хищник, готовый к прыжку, он вращал
                  своими огромными глазами, казалось, зловещими, но это была мера
                  серьезности — руки его чертили в напряженном пространстве зала
                  фигуры высшего пилотажа даже замирая, умирая, и все же вибрируя,
                  как крылья колибри или орла в сумасшедшем полете к неведомой
                  цели.
                        Гергиев — демократичен. Сам он объясняет это свойство души
                  своим происхождением, окружением, воспитанием... Приятно было
                  слышать его теплые слова о маме, родственниках, друзьях юности,
                  зрелости... Он горд, что осетин не по паспорту, а по существу, понимая
                  под существом корни, истоки культуры и языка своего народа, как
                  этноса, «шелковый путь» которого имел скальный характер...
                        Он горд прахом легендарных предков, утверждавшихся не «мечом
                  и   пожаром»,   а   трудом   и   прилежностью,   веками   не   нарушая
                  священных   принципов   общинно-родовых   институтов,   где   понятия
                  чести, верности и благородства сияли вершинами над пропастью лжи,
                  коварства и предательства. Он горд, что невидимая на карте Осетия
                  буквально   кипит   талантами,   и   первым   для   него   после
                  непревзойденного   Коста   является   неповторимый   Тхапсаев,   и   он
                  благодарит судьбу и своих родителей за то, что еще мальчишкой они
                  привели его в театр, где он своими глазами увидел самого гениального
                  исполнителя «Страстей по Шекспиру»...
                        Гергиев   человечен.   Его   театр   не   просто   коллектив,   а   большая
                  семья с массой разнородных проблем, порой личного свойства, и к
                  нему, как к брату, обращаются все — от сторожа до мирового тенора,
                  зная, что Гергиев примет, поймет, решит самым лучшим образом...
                        Не   в   пример   другим   личностям,   сорвавшимся,   как   с   цепи,   в
                  проемы   «железного   занавеса»   за   кордон,   он   считает   эпицентром
                  своего   существования   родину,   вкладывая   в   это,   для   многих
                  заплеванное понятие, смысл, каким Бог наделил Мать и Дитя...
                        Гергиев диалектичен. Он не делит людей на классы, а время — на
                  череду политических формаций. Поэтому, не рассекая единое тело
                  мироздания,   находит   много   прекрасного   в   дне   вчерашнем,   и
                  уродливого   и   наносного   —   в   дне   сегодняшнем.   Как  все   смертные,
                  смотрит с надеждой в день завтрашний, понимая, что жизнь и судьба
                  человека драматичны всегда, везде и для всех без исключения...
                        Слава людей слабых развращает. Казалось бы, несоответствие —
                  слава   и   разврат.   Иногда   полюса   этого   несоответствия   едины,   как
                  контакт. Гергиев своей славой пользуется, как лечебным снадобьем



                                                               112
   109   110   111   112   113   114   115   116   117   118   119