Page 116 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 116

ватниках и каске отмахивался от летящих на него градом камней, от
                  нас ушел наш ассистент. Так и заявил: «Я с этими камикадзе работать
                  больше   не   намерен».   Со   второй   камерой   он   лежал   за   траком
                  экскаватора. Когда рванули шестьдесят шурфов с аммоналом, валун
                  килограммов на двести разлетелся вдребезги, врезавшись в трак. Удар
                  был почти снайперский — юношу трясло от пережитого еще сутки,
                  пока не написал заявление об уходе.
                        За день до этого мы поднимались по почти отвесному скальному
                  склону   на   Рок.   Махина   почти   в   шестьдесят   тонн   при   малейшем
                  перекосе сорвалась бы в пропасть, где тонкой ниткой сверкала река, а
                  грузовики   на   «пионерке»   казались   божьими   коровками...   Правда,
                  могучий   мотор   «Камацу»   работал,   как   часы,   а   за   рычагами,   с
                  беломориной в лошадиных зубах, сидел знаменитый Казарин, и все
                  же страх во мне пробил пот, наш ассистент почти умер. Султан был
                  невозмутим. На пике горы в поисках точки съемок он носился, как
                  сумасшедший,   и   не   раз   его   могло   снести   в   преисподнюю,   но
                  добротный кадр казался ему дороже собственной жизни и тогда, когда
                  он снимал Володю Олейникова — человека с железными нервами.
                  Конечно, есть шарм, когда левый трак зависает над бездной, корпус
                  чудища,  вгрызающегося в  породу  гранитно-базальтовой  плотности,
                  сотрясается от ударов и сопротивления массы, а ты, я имею в виду
                  Олейникова, жмешь педали в домашних тапочках, спокойный, как
                  прожигатель   жизни   за   столом   в   ресторане.   Именно   такой   кадр
                  запечатлен навечно кинокамерой Цориева.
                        Мы работали в две камеры. Когда лавина впрессовала в толщу
                  снега   два   «Катерпиллера»   и   их   пытались   из   этой   толщи   извлечь,
                  мороз   зверствовал   так,   что   одну   камеру   приходилось   греть   на
                  радиаторе   уазика.   Но   ради   хорошего   кадра   настоящий
                  кинематографист идет на все! Султан Цориев — кинематографист от
                  Бога, и Бог, понимая это, щадит и милует его. Но сам себя Султан не
                  щадит, тем более не милует. Если представить его человеческий образ
                  в   облике   зверя,   то   это   волкодав,   который   всегда   постоит   за   свою
                  шкуру, но снимет ее с себя, если она нужна для дела.
                        Большим   экзаменом,   проверкой   всех   его   качеств   явилась
                  самостоятельная лента Султана о капитане Юрии Кучиеве. Как всегда,
                  было много проблем с технической экипировкой, порядком было и
                  бюрократических заковык, были проблемы и на месте, на атомоходе.
                  Но   фильм   получился,   вышел   на   экраны.   Для   кого-то   он   стал
                  событием, для кого-то — просто новой  очередной  лентой. Мне же
                  кажется,   это   была   веха,   важный   этап   в   становлении   режиссера-
                  оператора.
                        Жена Кучиева любит южные, теплые моря, а морской волк Юрий
                  — торосы, стальной ветер и северное сияние... Что-то юношеское есть
                  в каждом кадре фильма. Есть огромность. И корабля, и людей на нем,
                  и Кучиева, и Белого безмолвия. Хороша архитектоника корабля —



                                                               114
   111   112   113   114   115   116   117   118   119   120   121