Page 113 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 113

освещающего   зал,   парящих   весталок,   амуров,   ложи,   партер   и
                  баллюстра-ды,   пронизаны  великой   музыкой  великих.   Здесь   звучал
                  Чайковский.   Гектор   Берлиоз   дирижировал   «Осуждение   Фауста».
                  Густав   Малер   —   свою   Пятую   симфонию.   В   этом   ряду   —   Глинка,
                  Мусоргский,   Римский-Корсаков...   В   Мариинском,   затаив   дыхание,
                  слушали   «Электру»   и   «Саломею»   Штрауса.   Вздымались,   как
                  океанские валы, слушая Шаляпина, погружались в мистические дали
                  Вагнера... Впервые здесь прозвучали шедевры Рахманинова...
                        «Какой оркестр, какая точность, какой ансамбль!» — восхищенно
                  говорил Берлиоз. Уверен, он повторил бы эти слова и сегодня. На
                  гала-концерте   в   честь   Игр   Доброй   Воли   мне   в   один   вечер
                  посчастливилось увидеть и услышать «Руслана и Людмилу» Глинки и
                  «Жар-птицу»   Стравинского   —   две   разные   по   характеру,   жанру   и
                  постановке   вещи.   Два   полярно   разных   композитора.   Но   единая
                  гармония,   непревзойденный   уровень   хореографии,   фантастические
                  исполнители партий, уносящийся к традициям своей неповторимой
                  школы   и   более   чем   современный   балет,   и,   конечно,   оркестр,
                  потрясающий культурой и прецизионной синхронностью — скрипки
                  — за пределами совершенства!..
                        Проблематично   писать   о   выразительных   средствах   дирижера.
                  Музыкальная ткань конкретна и абстрактна, ощутима и эфемерна...
                  Есть   дирижеры,   которые   «разжевывают»   партитуру,   есть   такие,
                  которые обозначают вехи, не задевая кончиком магической палочки
                  глубин   подтекста...   Знаменитый   Кароян   не   терпел   эпатаж   и   на
                  непосвященный   взгляд   казался   более   чем   спокойным   даже   в
                  штормовых   крещендо.   Бернстайн,   наоборот,   казался   ядерным
                  взрывом даже в камерной пасторали... И здесь есть эпигоны и позеры:
                  с   маской   мученика   на   изломанном   гримасой   лице   дирижер
                  профанирует   страсти,   порой   совершенно   не   понимая   их   природы.
                  Мощь Гергиева очевидна, как откровение. Он владеет материалом, как
                  сам   Создатель.   Его   прочтение   самобытно   и   универсально   —   он
                  нравится   всем,   но   не   как   конформист   —   как   духовный   двойник
                  композитора, произведение которого писалось в две руки, — одна из
                  них,   незримая,   —   рука   Валерия   Гергиева...   Поэтому   любая
                  интерпретация   у   него   —   вечно   возобновляемая   идентификация
                  оригинала с чувствами и мыслями одного, десятка тысяч и миллионов
                  людей, слушающих музыку, где бы она ни звучала: в древнем театре
                  под   открытым   небом   на   юге   Франции,   в   Японии,   в   Милане,   в
                  «Метрополитен-опера»,   в   «Мариинке»,   с   «компакт-диска»   или
                  лазерной «вертушки»...
                        Как-то   Феллини   заметил,   что   на   съемочной   площадке   его
                  ассистент похож на него, а сам он — на ассистента. Ирония великого
                  кинорежиссера заключалась в том, что он мог быть небрит и работать
                  в   старой   вязаной   кофте,   а   его   ассистент   —   идеально   выбрит   и   в
                  безупречном костюме с галстуком... Хемингуэй, будучи писателем с



                                                               111
   108   109   110   111   112   113   114   115   116   117   118