Page 112 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 112
самым главным в пространстве волшебства?..
Это в далекой юности. Позже я понял, что дирижер если и не все,
то очень многое для утонченного коллектива в десятки человек,
которые, в свою очередь, создают музыкальную ткань для артистов
сцены — будь это балет, опера, пьеса, хор, амфитеатр цирка... Помимо
прямого взгляда есть еще боковой, скользящий, едва задевающий, но
достаточно цепкий и точный, чтобы музыкант в движении дирижера
ощутил все оттенки замысла композитора и его интерпретатора... Этот
процесс всегда сложен даже для людей глубоко одаренных — слишком
много слагаемых, слишком он скоротечен и не терпит ошибок. Любое
несоответствие здесь рушит не часть, а целое, и мир, воссозданный
воображением, может в мгновение превратиться в плоскость...
Этот пролог для того, чтобы подступиться к феномену нашего
земляка, нынче человека Планеты Валерия Гергиева. Нет смысла
ломиться в открытые двери и писать прекрасное о прекрасном. Не
лучше ли документальный рассказ об увиденном, тем более, что
Валерия в стенах Мариинского театра я увидел впервые в жизни,
увидел и в действии, и за кадром рампы, а первое впечатление, как
известно, если и не самое исчерпывающее, то самое острое, свежее,
как весть или новость...
Для тех, кто почти ничего не знает о Гергиеве, скажем, что
родился он в предгорном селе, закончил Ленинградскую
консерваторию, и по слухам, своим творческим эго на первых порах не
вызвал энтузиазма у руководства нашей филармонии. Конечно,
можно быть провинциалом в столице и центровым в провинции. Тому
есть много примеров, особенно в Германии: и Гете и Бах явились на
свет в постсредневековой глуши, но самородок, он и в Африке —
самородок... Валерий Гергиев, лауреат премии Герберта фон Карояна,
по свидетельству корифеев музыкального мира в сорок один год —
дирижер номер один. Консерватория только шлифовала благородный
металл, ценность которого была предопределена до его рождения. Для
кого-то — парадокс, для кого-то — закономерность...
В Мариинский театр, в прошлом Петербургский Императорский,
случайно не попадает никто. К счастью, не попадает никто и по
протекции. Слишком высок ценз, рейтинг, планка, а если точнее, это
тот храм, в который торгашей не пускает ни Бог, ни Сатана...
Традиции театра — колонны, пилоны, фризы и ступени античного
свойства и качества еще со дня основания, когда в блистательном ряду
его первых капельмейстеров сверкали имена Эдуарда Направника,
Феликса Блумельфельда, Эмиля Купера, Николая Малькова,
Константина Слонима... Как принято говорить, в «наше время» этот
ряд замыкали Евгений Мравинский и Юрий Темирканов. Сегодня
художественным руководителем «Мариинки» является Валерий
Гергиев. Продолжим и скажем, что стены театра, «задрапированные»
изнутри золотом, купол в хрустальном ливне светильника,
110