Page 112 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 112

самым главным в пространстве волшебства?..
                        Это в далекой юности. Позже я понял, что дирижер если и не все,
                  то   очень   многое   для   утонченного   коллектива   в   десятки   человек,
                  которые, в свою очередь, создают музыкальную ткань для артистов
                  сцены — будь это балет, опера, пьеса, хор, амфитеатр цирка... Помимо
                  прямого взгляда есть еще боковой, скользящий, едва задевающий, но
                  достаточно цепкий и точный, чтобы музыкант в движении дирижера
                  ощутил все оттенки замысла композитора и его интерпретатора... Этот
                  процесс всегда сложен даже для людей глубоко одаренных — слишком
                  много слагаемых, слишком он скоротечен и не терпит ошибок. Любое
                  несоответствие здесь рушит не часть, а целое, и мир, воссозданный
                  воображением, может в мгновение превратиться в плоскость...
                        Этот пролог для того, чтобы подступиться к феномену  нашего
                  земляка,   нынче   человека   Планеты   Валерия   Гергиева.   Нет   смысла
                  ломиться в открытые двери и писать прекрасное о прекрасном. Не
                  лучше   ли   документальный   рассказ   об   увиденном,   тем   более,   что
                  Валерия   в   стенах   Мариинского   театра   я   увидел   впервые   в   жизни,
                  увидел и в действии, и за кадром рампы, а первое впечатление, как
                  известно, если и не самое исчерпывающее, то самое острое, свежее,
                  как весть или новость...
                        Для   тех,   кто   почти   ничего   не   знает   о   Гергиеве,   скажем,   что
                  родился   он   в   предгорном   селе,   закончил   Ленинградскую
                  консерваторию, и по слухам, своим творческим эго на первых порах не
                  вызвал   энтузиазма   у   руководства   нашей   филармонии.   Конечно,
                  можно быть провинциалом в столице и центровым в провинции. Тому
                  есть много примеров, особенно в Германии: и Гете и Бах явились на
                  свет   в   постсредневековой   глуши,   но   самородок,   он   и   в   Африке   —
                  самородок... Валерий Гергиев, лауреат премии Герберта фон Карояна,
                  по свидетельству корифеев музыкального мира в сорок один год —
                  дирижер номер один. Консерватория только шлифовала благородный
                  металл, ценность которого была предопределена до его рождения. Для
                  кого-то — парадокс, для кого-то — закономерность...
                        В Мариинский театр, в прошлом Петербургский Императорский,
                  случайно   не   попадает   никто.   К   счастью,   не   попадает   никто   и   по
                  протекции. Слишком высок ценз, рейтинг, планка, а если точнее, это
                  тот   храм,   в   который   торгашей   не   пускает   ни   Бог,   ни   Сатана...
                  Традиции театра — колонны, пилоны, фризы и ступени античного
                  свойства и качества еще со дня основания, когда в блистательном ряду
                  его   первых   капельмейстеров   сверкали   имена   Эдуарда   Направника,
                  Феликса   Блумельфельда,   Эмиля   Купера,   Николая   Малькова,
                  Константина Слонима... Как принято говорить, в «наше время» этот
                  ряд   замыкали   Евгений   Мравинский   и   Юрий   Темирканов.   Сегодня
                  художественным   руководителем   «Мариинки»   является   Валерий
                  Гергиев. Продолжим и скажем, что стены театра, «задрапированные»
                  изнутри   золотом,   купол   в   хрустальном   ливне   светильника,



                                                               110
   107   108   109   110   111   112   113   114   115   116   117