Page 124 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 124
где он вычерчивал какой-нибудь флянец. Этим объясняется не только
выбор материала для Барбашова, но и творческое решение
монумента: он выстроен из плоскостей, без загогулин и деталировки,
как сам ратный подвиг. Эти плоскости могут у него быть пластичны,
но и в пластике будет закодирована прямая — технократ и скульптор
побеждают сообща...
Конечно, у него на счету каждая минута, но Ходов каким-то
образом умудряется двадцать четыре часа суток превратить в сорок
восемь. Фраза «не может быть» для него остается фразой. Иначе как
может человек одновременно находиться в своем кабинете, на
территории завода, в мастерской, на совещании, в самолете, на
премьере новой программы жены...
Упомянув жену, бестактно в этом очерке не сказать о ней, Агунде
Кокойти, дочери известного композитора, организаторе и
художественном руководителе камерного хора республики. Я знаю ее
с юности. Стройная, изящная, импульсивная, она — само действие,
мятеж, полет без остановки...
Хоровое пение — один из труднейших жанров музыкального
искусства. Десятки исполнителей — это множественность голосов,
тембров, темпераментов, но и множественность духовного опыта,
отточенность вкуса, изощренность техники, вплоть до понятий
концептуальных, мировоззренческих, — таковы слагаемые
полифонии, если речь идет о классике, а не о частушках.
В театральном искусстве античности хор выполнял функции
дешифровщика чувств и мыслей главных персонажей действа. Такова,
в основном, эта функция хоровых капелл и сегодня: голоса и темы
создают мир музыкального полотна искусством не ткацкого станка, а
золотошвеи с картины Вермеера. Безупречный музыкальный слух,
вкус, незаурядные человеческие качества, среди которых особенно
заметны демократизм, сочетание терпимости и требовательности,
плюс, конечно, работоспособность Агунды, сказались на
исполнительском рейтинге хора чуть ли не с первого дня его создания.
Был скромен репертуар, были проблемы с прочтением и
воплощением каждой вещи, но любой целенаправленный труд дает
плоды: сегодня камерный хор Агунды Кокойти — высочайшего класса.
Свидетельство этому — неизменный успех в любой аудитории, в
любой цивилизованной точке земного шара.
Лично меня особенно трогают произведения старых мастеров:
вещи кафедральные, духовная музыка и, конечно, национальная...
Чувственной палитре хора доступны и буколическая простодушность
кантилены и трагизм фуги, небесная воздушность, почти невесомость
и свинцовая плотность пластов, наполненных мощью стихий...
Сочетание голосов, их дифференциро-ванность и синхронность дают
возможность работать вещи сложнейших партитур с массой подтем,
смысловых пауз, а когда чуть ли не речетатив превращается в
122