Page 124 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 124

где он вычерчивал какой-нибудь флянец. Этим объясняется не только
                  выбор   материала   для   Барбашова,   но   и   творческое   решение
                  монумента: он выстроен из плоскостей, без загогулин и деталировки,
                  как сам ратный подвиг. Эти плоскости могут у него быть пластичны,
                  но и в пластике будет закодирована прямая — технократ и скульптор
                  побеждают сообща...
                        Конечно,   у   него   на   счету   каждая   минута,   но   Ходов   каким-то
                  образом умудряется двадцать четыре часа суток превратить в сорок
                  восемь. Фраза «не может быть» для него остается фразой. Иначе как
                  может   человек   одновременно   находиться   в   своем   кабинете,   на
                  территории   завода,   в   мастерской,   на   совещании,   в   самолете,   на
                  премьере новой программы жены...
                        Упомянув жену, бестактно в этом очерке не сказать о ней, Агунде
                  Кокойти,   дочери   известного   композитора,   организаторе   и
                  художественном руководителе камерного хора республики. Я знаю ее
                  с юности. Стройная, изящная, импульсивная, она — само действие,
                  мятеж, полет без остановки...
                        Хоровое   пение   —   один   из   труднейших   жанров   музыкального
                  искусства.   Десятки   исполнителей   —   это   множественность   голосов,
                  тембров,   темпераментов,   но   и   множественность   духовного   опыта,
                  отточенность   вкуса,   изощренность   техники,   вплоть   до   понятий
                  концептуальных,   мировоззренческих,   —   таковы   слагаемые
                  полифонии, если речь идет о классике, а не о частушках.
                        В   театральном   искусстве   античности   хор   выполнял   функции
                  дешифровщика чувств и мыслей главных персонажей действа. Такова,
                  в основном, эта функция хоровых капелл и сегодня: голоса и темы
                  создают мир музыкального полотна искусством не ткацкого станка, а
                  золотошвеи   с   картины   Вермеера.   Безупречный   музыкальный   слух,
                  вкус,   незаурядные   человеческие   качества,   среди   которых   особенно
                  заметны   демократизм,   сочетание   терпимости   и   требовательности,
                  плюс,   конечно,   работоспособность   Агунды,   сказались   на
                  исполнительском рейтинге хора чуть ли не с первого дня его создания.
                  Был   скромен   репертуар,   были   проблемы   с   прочтением   и
                  воплощением каждой вещи, но любой целенаправленный труд дает
                  плоды: сегодня камерный хор Агунды Кокойти — высочайшего класса.
                  Свидетельство   этому   —   неизменный   успех   в   любой   аудитории,   в
                  любой цивилизованной точке земного шара.
                        Лично   меня   особенно   трогают   произведения   старых   мастеров:
                  вещи   кафедральные,   духовная   музыка   и,   конечно,   национальная...
                  Чувственной палитре хора доступны и буколическая простодушность
                  кантилены и трагизм фуги, небесная воздушность, почти невесомость
                  и   свинцовая   плотность   пластов,   наполненных   мощью   стихий...
                  Сочетание голосов, их дифференциро-ванность и синхронность дают
                  возможность работать вещи сложнейших партитур с массой подтем,
                  смысловых   пауз,   а   когда   чуть   ли   не   речетатив   превращается   в



                                                               122
   119   120   121   122   123   124   125   126   127   128   129