Page 169 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 169

не упереться в самое себя — «Белые слоны»...
                        И разве не обречен на пожизненное  самоубийство юный Ник,
                  сглотнув слюну, пахнущую земляникой, перед перерезанной глоткой в
                  «Поселке индейцев»?
                        Сколько   сдержанной   красоты   и   человеческого   содержания   в
                  Гарри Моргане и его некрасивой Марии перед лицом сумасшедшего
                  мира, в котором гангстеры вершат революцию, толстосумы воняют
                  так,   что   не   продохнуть,   а   пуля   в   живот   мужественному   инвалиду
                  оставляет один на один с жизнью женщину, которая видела, как он
                  швырнул   шляпу   нахала,   угодившую   под   колесо   автомобиля...
                  Непонятно, почему именно Фицджеральд писал сценарий по этому
                  шедевру,   и   представляю,   что   написал   этот   корифей   американской
                  прозы, хотя его влияние на Хемингуэя при всей несхожести обеих
                  фигур было решающим.
                        Трудно сказать, что у него было лучше, что хуже. Его неудачи —
                  как долины, без которых планета его творчества превратилась бы в
                  сплошные ножи вершин... По мне, все у него ошеломительно сильно!
                  Особенно   «Фиеста»,   где   шутя   и   серьезно   он   воссоздает   извечную
                  корриду непреходящих и поддельных ценностей...
                        Его   «Старик   и   море»   —   гимн   и   реквием   борьбе,   являющейся
                  «вечным   двигателем»   человеческой   истории,   цивилизации,   жизни
                  как   таковой,   а   тема   победы   в   поражении   —   итог   трудных
                  размышлений   писателя,   познавшего   и   горечь   побед   и   сладость
                  поражений... Это не фраза. Там, где стоит знак тождества, плюсы и
                  минусы не работают...
                        Можно   уже   не   писать   произведение,   обозначив   только   его
                  название. Например: «Прощай, оружие», «По ком звонит колокол»,
                  «Иметь и не иметь»...
                        Взгляните, что он творит одной строкой! «У меня был шофер,
                  испанец, Хуан, — он мог гнать, а мог и не гнать»...
                        Сафари. Женщина, чтобы спасти любимого мужа от неминуемой
                  гибели,   стреляет   в   несущегося   на   него   носорога,   промахивается   и
                  убивает мужа. Намедни переспавший с ней проводник называет ее
                  шлюхой, — ему был симпатичен молодой американец. Не слишком ли
                  мало граней у треугольника для этого шедевра писателя — «Недолгое
                  счастье Фрэнсиса Ма-комбера»...
                        Академической учебе он предпочитал вольные уроки на природе,
                  улицах и в музеях... Бах учил его неразрешимости, неповторимости
                  повторения... Знаменитое «И», как продолжение еще не начавшейся и
                  никогда   не   заканчивающейся   беседы   на   тему   цикличности,   как
                  философской темы, а не работы поршня в цилиндре агрегата, и одно
                  из   своих   произведений   писатель   препровождает   эпиграфом   из
                  Экклезиаста; идет дальше и приходит к мысли, что что-то в этом мире
                  постоянно меняется, а что-то остается неизменным; если идти дальше,
                  то можно жить «назад» там, где ты всегда был, еще не родившись,



                                                               167
   164   165   166   167   168   169   170   171   172   173   174