Page 60 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 60

ее   росписях,   искусных   компоновкой   фигур,   цветовой   гаммой,
                  аранжировкой линейной перспективы, и земное — фрагмент небесных
                  сфер... На одной из них — негритянка, и не в качестве служанки в
                  капители   святых,   каковой   так   блестяще   явилась   нам   черная   няня
                  всемирно известного Фолкнера. Сквозная тема — тема материнства.
                  Но с дитем на холстах не мадонны, а женщины во плоти от плиты, с
                  улицы,   и   сияющая   плоть   их   божественна   земным,   чувственным
                  цветением... Все матери — разные, испепеляющая любовь к младенцу
                  — единая. Это тот реализм, когда стилистический эпатаж или, скажем,
                  оригинальность неуместны не по нищете выразительных средств, а по
                  святости темы... А вот Христос выламывается из холста словно через
                  плотные мраморные плиты, пласт морской воды — возникает эффект
                  явления,   появления,   проявления,   как   мы   видим   на   фотобумаге,
                  опущенной в проявитель, возможно, этот технический прием снят с
                  фресок   на   потрескавшихся   от   времени   стен   храма...   Прием
                  результативный   и   благотворный,   и   Маруска   использует   его   в
                  подавляющем количестве своих работ, которые мне удалось увидеть,
                  ибо он создает ощущение непреходящее™, вечности, неизменности
                  природы,   человека,   общества,   проблем,   слез   и   радостей,   жизни   и
                  смерти...   Время   в   этих   работах   —   не   всесильный   персонаж,   а
                  декорация.   Для   скромной   послушницы   подобное   —   в   ряду   самых
                  непредсказуемых творческих открытий, если не сказать «озарение»...
                        Многие художники пишут святых. Редкий из великих не писал
                  Христа. Естественно, каждый по-своему. Но это деликатная, и, скажем
                  откровенно,   неразрешимая   задача.   Христос   совершенен,   может,
                  поэтому   Дали   наказывал:   «Не   бойтесь   совершенства,   вам   его   не
                  достичь».   Любой   человеческий   лик   отграничен   от   абсолюта,   ибо
                  собирательный образ лишен генетической индивидуальности. Можно
                  интересно   интерпретировать   муки   соз-дателя,   но   лицо   —   зеркало
                  души — его в миллиардах лиц всех поколений бывших, настоящих и
                  будущих  не терпит  константы  — оно  подвижно,  как плазма,  буря,
                  стихия, или непрекращающаяся цепная реакция... Христос Маруски —
                  не   супермен,   не   простолюдин,   не   интеллектуал,   не   сусальный
                  красавец и не грубый докер. И не символ страданий за страдающее и
                  беззаботное   человечество.   И   она   не   пишет   тело   Христа,   —   все   ее
                  внимание   сосредоточено   на   лице,   всегда   благородном,   но   в
                  титанической круговерти страстей и мыслей, где Христос бессилен в
                  силу понимания разноголосого хора детей своих...
                        Дети Христа... Уже не нужный даже самому себе, увядший, как
                  осенний   пейзаж   предместья,   человечек   на   скамейке...   Работяга   на
                  тележке, оттирающий платком потное лицо, — вся его жилистая и
                  покорная   фигура   —   как   гимн   и   проклятие   вековечному   труду...
                  Арабская старуха с сумой, пересчитывающая деньги, — мятые купюры
                  в   смуглых,   иссохших   пальцах   —   продолжение   морщин   ее
                  изношенного лица, немощного тела и последних надежд... Мальчик с



                                                                58
   55   56   57   58   59   60   61   62   63   64   65