Page 86 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 86
пришить к нему эпитет ограниченности, местечковости,
национальной зашоренности... Но ведь космос таится и в атоме, а
творческая всеядность и расхлябанность с каких пор стали синонимом
всеохватности?! «Соседа полюбить сумей!» — восклицал в одном из
стихотворений К. Кулиев, понимая, что «легко любить весь мир»... Так
ли это? Поэтическая метафора вольна, как ветер. Но макрокосм и
микрокосм для истинного творца — едины. Так,
углубляясь и припадая к истокам национального, творец плывет в
бурных волнах мирового океана Левиафаном...
Алборов — человек редчайшей скромности. Голосок младенца.
Росточка невеликого. Проницательный, всевидящий взгляд, овальные
черты и мягкость, — материнское начало в нем, очевидно, и стало
колыбелью лиризма, о котором с такой сердечностью говорил мне
замечательный мастер и человек Булат Газданов. И еще он сказал, что
музыку Алборова узнает среди миллионов авторов, что осетинским
музыкальным языком Алборов владеет в совершенстве! «Ты
понимаешь, он одухотворяет, поднимает в космос! А какая
человеческая грусть пронизывает каждую музыкальную строфу!
Феликс написал симфоническую пьесу к фильму, кажется, «В день
праздника», так я ее положил на гармошку, назвал «концертной».
Если б ты знал, какой там фольклор!» Агудз Бациев, относящийся, как
я понял, с благоговейным почтением к личности Алборова, заметил:
«Ты обратил внимание, что в песне звучит монолог героя? Это
впервые. Все наши героические песни звучат от второго лица —
исполнитель поет о герое и его подвигах...» Бациев говорил о песне,
которая и стала лейтмотивом «Портрета на фоне гор», песне такой
невыразимо родной и так потрясающе сдержанно, мужественно-
прекрасно исполненной Феликсом Царикати.
Отвлекусь. Знаменитый исполнитель рок-поп-шоу музыки Куин
меня не впечатлял, хотя классный джаз люблю не меньше классики.
Но вот судьба свела англичанина с Монсерат Кабалье. Близился
юбилейный день: Барселоне, где родилась Кабалье, исполнялась
круглая дата. Насколько мне известно, музыку к юбилею писал Куин,
а исполнили ее в два голоса с хором Куин и Кабалье. Это содружество
корифеев с первых дней стало эпохальным. Элементы высокой
эстрады и классической оперы слились в один монолит, совершенный
и органичный. Монсерат бесподобна всегда. Но бесподобен был и
Куин, оторвавшись, пусть на миг, от деревянных подмостков эстрады
и опустившийся на мрамор «античного» действа... Нечто подобное,
только без противопоставления, произошло у двух Феликсов:
народная героическая песня Алборова в горниле Царикати обрела
смысл и звучание лавинного откровения...
Мой друг и коллега кинооператор Алан Себетов, говоря об
Алборове, сказал дословно следующее: «Чрезвычайно талантливый,
очень интеллигентный, тактичный, мягкий человек. Работать с ним —
84