Page 86 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 86

пришить   к   нему   эпитет   ограниченности,   местечковости,
                  национальной зашоренности... Но ведь космос таится и в атоме, а
                  творческая всеядность и расхлябанность с каких пор стали синонимом
                  всеохватности?! «Соседа полюбить сумей!» — восклицал в одном из
                  стихотворений К. Кулиев, понимая, что «легко любить весь мир»... Так
                  ли это? Поэтическая метафора вольна, как ветер. Но макрокосм и
                  микрокосм для истинного творца — едины. Так,
                        углубляясь и припадая к истокам национального, творец плывет в
                  бурных волнах мирового океана Левиафаном...
                        Алборов  — человек редчайшей скромности. Голосок младенца.
                  Росточка невеликого. Проницательный, всевидящий взгляд, овальные
                  черты и мягкость, — материнское начало в нем, очевидно, и стало
                  колыбелью лиризма, о котором с такой сердечностью говорил мне
                  замечательный мастер и человек Булат Газданов. И еще он сказал, что
                  музыку Алборова узнает среди миллионов авторов, что осетинским
                  музыкальным   языком   Алборов   владеет   в   совершенстве!   «Ты
                  понимаешь,   он   одухотворяет,   поднимает   в   космос!   А   какая
                  человеческая   грусть   пронизывает   каждую   музыкальную   строфу!
                  Феликс написал симфоническую пьесу к фильму, кажется, «В день
                  праздника», так я ее положил на гармошку, назвал «концертной».
                  Если б ты знал, какой там фольклор!» Агудз Бациев, относящийся, как
                  я понял, с благоговейным почтением к личности Алборова, заметил:
                  «Ты   обратил   внимание,   что   в   песне   звучит   монолог   героя?   Это
                  впервые.   Все   наши   героические   песни   звучат   от   второго   лица   —
                  исполнитель поет о герое и его подвигах...» Бациев говорил о песне,
                  которая и стала лейтмотивом «Портрета на фоне гор», песне такой
                  невыразимо   родной   и   так   потрясающе   сдержанно,   мужественно-
                  прекрасно исполненной Феликсом Царикати.
                        Отвлекусь. Знаменитый исполнитель рок-поп-шоу музыки Куин
                  меня не впечатлял, хотя классный джаз люблю не меньше классики.
                  Но   вот   судьба   свела   англичанина   с   Монсерат   Кабалье.   Близился
                  юбилейный   день:   Барселоне,   где   родилась   Кабалье,   исполнялась
                  круглая дата. Насколько мне известно, музыку к юбилею писал Куин,
                  а исполнили ее в два голоса с хором Куин и Кабалье. Это содружество
                  корифеев   с   первых   дней   стало   эпохальным.   Элементы   высокой
                  эстрады и классической оперы слились в один монолит, совершенный
                  и  органичный.   Монсерат   бесподобна  всегда.   Но   бесподобен  был  и
                  Куин, оторвавшись, пусть на миг, от деревянных подмостков эстрады
                  и опустившийся на мрамор «античного» действа... Нечто подобное,
                  только   без   противопоставления,   произошло   у   двух   Феликсов:
                  народная   героическая   песня   Алборова   в   горниле   Царикати   обрела
                  смысл и звучание лавинного откровения...
                        Мой   друг   и   коллега   кинооператор   Алан   Себетов,   говоря   об
                  Алборове, сказал дословно следующее: «Чрезвычайно талантливый,
                  очень интеллигентный, тактичный, мягкий человек. Работать с ним —



                                                                84
   81   82   83   84   85   86   87   88   89   90   91