Page 84 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 84

плотничать. Сообразить, что нужно сделать в той или иной ситуации
                  лучшим образом — экономно и надежно. Сколько его помню, у него
                  вечно болит желудок, успел перенести инфаркт. В детстве потерял
                  отца   и   сравнительно   недавно   —   мать.   Магомед   —   отец   двух
                  прелестных дочерей, одна их которых, Лана, — художник-дизайнер. И
                  младшая бегала в школу с кистью и красками. Друг жизни Чочиева,
                  Клара, преподавала в школе осетинский язык. И это симптоматично.
                  Во всяком случае, для Магомеда: любовь к родному языку заставила
                  его в одно время вступить в диалог с Васо Абаевым. Его возмутило, с
                  какой легкостью в одной из последних лингвистических работ гиганта
                  мысли славянская транскрипция подменила слова и понятия языка
                  осетинского.
                        Лет   двадцать   назад   я   снял   фильм   о   Чочиеве.   Фильм-одночас-
                  тевка, а смотрится словно минутный. Хочется смотреть еще. Потому
                  что каждая секунда жизни этого человека — открытие, и даже его
                  персональная   юбилейная   выставка   —   всего   лишь   надводная   часть
                  айсберга... Подводная — в глубинах, невидимых глазу, и когда я вижу
                  его тонкую, юношескую фигуру, ранимую, как и все живое на земле,
                  ловлю   себя   на   мысли,   что   передо   мной   великан,   вспарывающий
                  мыслью штормовые волны бытия...

                                                    АЛАНЫ В ПОХОДЕ

                        В   процессе   работы   над   фильмом   «Портрет   на   фоне   гор»,
                  юбилейном, никак не оцененном правительством республики, словно
                  фильм   —   скоропостижная   поделка   ремесленников,   а   не   труд
                  талантливых профессионалов, отснявших в кратчайшие сроки сотни
                  кассет видеоматериала, так вот, в процессе работы над фильмом был
                  эпизод,   который   запомнился   мне   на   всю   жизнь.   Как   режиссер
                  авторского   кино,   и   музыкально-шумовое   оформление   фильма   не
                  доверяю никому, — делаю эту работу сам. Музыкальным редактором
                  этого фильма был композитор Николай Ка-боев, и я, честно говоря, со
                  страхом ждал его прилета в Москву: что он привезет? Какую музыку?
                  И будет ли это то, что надо? Никогда не сомневался в творческом
                  потенциале   Николая,   убежден,   что   это   художник   незаурядных
                  способностей,   но   ведь   всем   нам   надо   было   попасть   в   точку!
                  Счастливый   и   озабоченный   Ка-боев   в   номере   гостиницы
                  телевизионной   компании   «Мир»   включает   магнитофон,   и   все   мы,
                  продюсер   фильма   И.   Притула,   директор   группы   Л.   Цебоева,   сам
                  Кабоев   и   я   слышим   героическую   песню   Феликса   Алборова   в
                  исполнении Феликса Царикати. С первых музыкальных фраз всем нам
                  стало ясно — проблем нет. Одна эта вещь могла быть и стала главной,
                  сквозной музыкальной темой всего фильма. Полным подтверждением
                  тому   было,   как   «ложилась»   эта   вещь   на   ударные   смысловые   и
                  эмоциональные эпизоды фильма. Создавалось ощущение, что музыка
                  и слова к ней были написаны специально не до, а после съемок и



                                                                82
   79   80   81   82   83   84   85   86   87   88   89