Page 15 - книга, гастроном
P. 15

ОСЕТИНСКОЕ ПИВО



                            Осетинское пиво (багани) – лучшее на Кавказе, и, если оно хорошо сварено, не
                          уступает английскому портеру. Несколько бутылок этого пива посланы князю
                      Потемкину в Петербург, и он нашел его таким превосходным, что велел выписать
                                                                               туда осетинских пивоваров.
                                                                         Юлиус Клапрот, начало XIX века


















                                                                  Осетинское пиво является неотъемлемым
                  атрибутом  торжеств  и  традиционных  застолий.  Пиво,  наравне  с  осетинскими
                  пирогами,  почитаемо  и  любимо  всеми  жителями  Осетии  и  далеко  за  ее
                  пределами.    Национальное  пиво  сопровождает  настоящего  осетина  во  всех
                  значимых событиях его жизни. Испокон веков повелось, что за несколько дней
                  до  торжества  хозяйки  по  старинным  рецептам  начинают  варить  домашнее
                  осетинское пиво.
                         Согласно легенде, пиво даровано осетинам высшими силами, вот почему
                  оно  настолько  популярно.  Осетины  почитают  этот  дар  богов  и  считают,  что
                  молитва, произнесенная над кружкой пива, обязательно подействует, и принесет
                  молящемуся  благодать  и  исполнение  желаний.  Кроме  того,  молитвы
                  произносятся  и  в  процессе  приготовления  пива  («Молитва  заквашивающих
                  пиво»), что  делает этот напиток поистине божественным. Пиво символизирует
                  сок земли, дарящий жизненную энергию, силу, отвагу, изобилие.
                         Пиво  имеет  сакральное  значение  и  выполняет  роль  медиатора  в
                  вертикальном  членении  ритуально-мифологического  пространства.  Хмельной
                  напиток соединяет в себе плоды земли и солнца. В таком виде он, как и другие
                  пищевые  элементы  ритуального  застолья,  является  жертвой  во  славу
                  божественных сил. Наделенное чертами трифункциональной структуры, пиво
                  является  посредником  в  мифологически  организованном  пространстве,
                  медиатором  между  гармонией  и  хаосом,  верхней  и  нижней  космическими
                  сферами.  Схематически  ритуальное  возлияние  пива,  как  отмечал  Вилен
                  Уарзиати,  представляет  собой  структуру  типа  «небо - пиво/чаша - земля» или
                  «боги  -  пиво/чаша  -  смертные  люди».  В  пиве,  точке  мифологического
                  пространства,  которое  проецируется  на  исполнение  реального  обряда  с
                  реальными  людьми,  разрешается  противопоставление  неба  и  земли:  оно  со-
                  единяет божественное и земное.
   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20