Page 17 - книга, гастроном
P. 17

клали больше, для женщин – меньше. Любимым у мужчин было так называемое
                  «черное  пиво»  сау  бæгæны,  в  него  добавляли  кукурузные  обжоги,  отчего  оно
                  становилось  черным.  Еще  одна  местная  отличительная  черта  пивоварения,
                  характерная для гудских осетин – длительная сохранность пива, для чего в него
                  клали  сливочное  масло,  плотно  закрывая  сосуд.  Пиво  долго  не  теряло  вкуса,
                  сохранялось и осевшее на дно масло.

                         Из  приведенного  описания  видно,  что  приготовление  пива  гудскими
                  осетинами имеет немало локальных особенностей. Лично я убедился также в
                  том,  что  Гудское  ущелье  было  одним  из  центров  распространения  культуры
                  пива среди населения соседней Восточной Грузии.
                                          Калоев Б.А. Осетины восточной Осетии и районов Грузии

                         …  Пиво,  хмельной  напиток,  соединяющий  в  себе  плоды  земли  и  солнца,
                  выступало  в  качестве  верхней  и  нижней  космических  сфер,  являло  собой
                  божественный напиток.
                         Итак,  дочь  Солнца  привозит  с  собой  на  свадебной  колеснице  мед  как
                  божественный напиток, или напиток бессмертия.
                         Второй важнейший момент – мыдыкъус всегда содержит не просто мед,
                  а  смесь  меда  и  масла.  По  сообщению  информантов,  иногда  в  прошлом  мед
                  заменялся  сахаром,  но  сам  процесс  смешивания  никогда  не  изменялся.
                  Напомним,  что  в  древнеиндийской  мифологии  добыча  амриты  связана  с
                  пахтанием  (взбиванием)  океана.  Океан  при  пахтании  превращается  в  молоко,
                  затем в масло, туда вливаются соки деревьев и трав, все это смешивается и
                  вскоре  появляется  амрита  –  напиток  бессмертия.  Технология  приготовления
                  Сомы,  священного  напитка  ведических  ариев,  и  Хаомы  –  напитка  иранцев,
                  предполагает смешивание сока священного растения с молоком. Тема о напитке
                  бессмертия в осетинской мифологии требует специального исследования и не
                  может  быть  полностью  раскрыта  в  рамках  нашей  работы.  Согласно
                  сведениям информантов, если у кормящей матери было мало молока, ей давали
                  пить  пиво,  смешанное  с  коровьим  молоком.  Пиво,  смешанное  со  сливками  или
                  сметаной,  рекомендовалось  пить  мужчинам  для  усиления  потенции.  В
                  осетинском  фольклоре  не  встречается  в  развернутой  форме  миф  о  напитке
                  бессмертия.  В  Нартовском  эпосе  есть  сюжеты  о  том,  как  впервые  было
                  изготовлено пиво – сау бæгæны – первой брачной парой.
                         Что касается ритуала похищения чаши мальчиками, то он находит свою
                  мифологическую  параллель  в  индоевропейском  мифе  о  похищении  священного
                  напитка.
                         Но  вернемся  к  пиву  (бæгæны).  Напомним,  что  чаша  со  смесью  меда  и
                  масла,  или  «напиток  бессмертия»,  привозится  из  дома  невесты  вместе  со
                  свадебным  поездом  (чындзхæсджытæ/киндзхонтæ»  в  составе  комплекса
                  ритуального приношения «Сæрызæды хуын», в котором входит в обязательном
                  порядке  и  ритуальное  питье  (нозт)  –  осетинское  пиво.  Таким  образом,
                  «напиток  бессмертия»  в  ритуале  мыдыкъусы  æгъдау  дублируется  чашей  со
                  смесью меда и масла и сосудом с пивом.
                         Невеста, приходя  в дом мужа, привозит с собой напиток бессмертия  –
                  мыдыкъус,  символ  бессмертия  рода.  Смазывание  основания  очага,  в  таком
   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22