Page 17 - книга, гастроном
P. 17
клали больше, для женщин – меньше. Любимым у мужчин было так называемое
«черное пиво» сау бæгæны, в него добавляли кукурузные обжоги, отчего оно
становилось черным. Еще одна местная отличительная черта пивоварения,
характерная для гудских осетин – длительная сохранность пива, для чего в него
клали сливочное масло, плотно закрывая сосуд. Пиво долго не теряло вкуса,
сохранялось и осевшее на дно масло.
Из приведенного описания видно, что приготовление пива гудскими
осетинами имеет немало локальных особенностей. Лично я убедился также в
том, что Гудское ущелье было одним из центров распространения культуры
пива среди населения соседней Восточной Грузии.
Калоев Б.А. Осетины восточной Осетии и районов Грузии
… Пиво, хмельной напиток, соединяющий в себе плоды земли и солнца,
выступало в качестве верхней и нижней космических сфер, являло собой
божественный напиток.
Итак, дочь Солнца привозит с собой на свадебной колеснице мед как
божественный напиток, или напиток бессмертия.
Второй важнейший момент – мыдыкъус всегда содержит не просто мед,
а смесь меда и масла. По сообщению информантов, иногда в прошлом мед
заменялся сахаром, но сам процесс смешивания никогда не изменялся.
Напомним, что в древнеиндийской мифологии добыча амриты связана с
пахтанием (взбиванием) океана. Океан при пахтании превращается в молоко,
затем в масло, туда вливаются соки деревьев и трав, все это смешивается и
вскоре появляется амрита – напиток бессмертия. Технология приготовления
Сомы, священного напитка ведических ариев, и Хаомы – напитка иранцев,
предполагает смешивание сока священного растения с молоком. Тема о напитке
бессмертия в осетинской мифологии требует специального исследования и не
может быть полностью раскрыта в рамках нашей работы. Согласно
сведениям информантов, если у кормящей матери было мало молока, ей давали
пить пиво, смешанное с коровьим молоком. Пиво, смешанное со сливками или
сметаной, рекомендовалось пить мужчинам для усиления потенции. В
осетинском фольклоре не встречается в развернутой форме миф о напитке
бессмертия. В Нартовском эпосе есть сюжеты о том, как впервые было
изготовлено пиво – сау бæгæны – первой брачной парой.
Что касается ритуала похищения чаши мальчиками, то он находит свою
мифологическую параллель в индоевропейском мифе о похищении священного
напитка.
Но вернемся к пиву (бæгæны). Напомним, что чаша со смесью меда и
масла, или «напиток бессмертия», привозится из дома невесты вместе со
свадебным поездом (чындзхæсджытæ/киндзхонтæ» в составе комплекса
ритуального приношения «Сæрызæды хуын», в котором входит в обязательном
порядке и ритуальное питье (нозт) – осетинское пиво. Таким образом,
«напиток бессмертия» в ритуале мыдыкъусы æгъдау дублируется чашей со
смесью меда и масла и сосудом с пивом.
Невеста, приходя в дом мужа, привозит с собой напиток бессмертия –
мыдыкъус, символ бессмертия рода. Смазывание основания очага, в таком