Page 111 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 111

всего   человечества!   Сколько   ранимой   нежности   и   просветленной
                  грусти в колыбельной тиши вопрошения: «До которой весны мы в
                  любви нашей горестной дожили?» Верностью горестной любви, как
                  кровью бинт, пропитана и строка, и весь стих поэта, верного своим
                  стихам, друзьям, и в своей ненависти — своим врагам.
                        Дзахов добрый, но не добренький. Устами Чингисхана он выносит
                  сокрушительный приговор предателю алан Котяну с неотвратимостью
                  таранного  удара.  И тот же  Дзахов  пишет о весне:  «В  парк уходят
                  ночные трамваи. Гаснут в теплых квартирах огни. И сады одеваются в
                  мае в белый цвет, как невесты они». «Весна... Распускаются листья.
                  Без сна опускается ночь». И ему не хватает одного дня, «чтоб дописать
                  страницу последней книги — лучшие слова... »
                        Жаль,   что   в   книгу   не   вошли   десятки   других   стихов   поэта.
                  Вызывает   досаду   небрежный   набор   —   в   отдельных   стихах   есть
                  опечатки, читатель может решить, что это от автора. Радует, что книга
                  — хоть в таком виде — вышла, попала на прилавки и нашла своего
                  читателя. Не снижает впечатление от книги порой декларативность —
                  это   органическая   ткань   поэтического   ядра,   не   расцвеченного
                  ненужной   метафорой,   ортодоксальным   сравнением,   необычным
                  ракурсом... Порой спорна зарифмовка строк, но чаще она вызывает
                  восхищение   —   свободной,   без   хрестоматийной   жесткости   и
                  банальностей типа «кровь — любовь», «век — человек»...
                        Игорю   Дзахову   было   за   пятьдесят,   когда   он,   тяжело   больной,
                  ходил с палочкой, но настоящие поэты чем взрослее, тем моложе; как
                  бумеранг, они ежесекундно возвращаются туда, где жизнь — чудо, а
                  мир   —   открытие!   Поэтому   «идут   дожди.   Дожди   воспоминаний.
                  Бумажные кораблики плывут... Неслышно детство следует за нами:
                  ушло навек — и снова тут как тут».
                        Но юность эта — зрелая, полная азарта нерастраченной души,
                  пространства, где «нет ни знаков, ни ГАИ». «Подумать, в гонках —
                  мало прока. Рекорд для вечности — пустяк. Но лучшие рождались
                  строки на запрещенных скоростях». Правильно. Поэтому вся жизнь
                  Игоря Дзахова — не рекорд, а скорость, запрещенная лилипутами, но
                  разрешенная призванием и одержимостью быть самим собой.

                                 ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ: ВОПЛОЩЕНИЕ ЗАМЫСЛА
                        По   своему   невежеству,   с   юношеских   лет,   мне   казалось,   что
                  человек в черном фраке и белой рубахе, размахивающий руками над
                  оркестровой ямой, спиной к зрителю, только мешает сосредоточиться
                  на   сцене...   Чтобы   убедиться   в   обратном,   я   часто   глядел   на
                  оркестрантов в надежде увидеть лица, устремленные на маэстро —
                  капитана фрегата в бурных волнах музыкальной гармонии... Тщетно.
                  Лица   гребцов,   то   бишь   исполнителей,   были   устремлены   на   листы
                  партитур. Тогда какого черта тип, похожий на пингвина, то замирает,
                  то трясется, как умалишенный, и является чуть ли не главным, если не



                                                               109
   106   107   108   109   110   111   112   113   114   115   116