Page 140 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 140

Оба художника — давние мои друзья, и мне было с ними интересно.
                  Опуская   вехи   и   детали   их   биографии,   не   говоря   о   количестве
                  персональных и других выставок, в которых они участвовали и будут
                  участвовать, и не претендуя на исчерпывающий искусствоведческий
                  анализ работ, хочу поделиться некоторыми впечатлениями от визита.
                        Когда одна дамочка спросила Курбе, что он чувствует, работая над
                  полотном, мастер ответил: «Я волнуюсь, мадам...» Глядя на Батрадза
                  Дзиова, пишет ли он картину, идет по улице или ест, такого волнения,
                  во всяком случае, внешне, не обнаружишь. Он невозмутим, словно
                  выстроган из кости, и его мраморно-белое лицо, не выражает никаких
                  чувств и эмоций, кроме покоя и сосредоточенности... Правда, у него
                  живые,   ироничные   и   подвижные   глаза,   а   взгляд   проницателен   и
                  испытующ...
                        Все мы люди, все мы разные, и куда дороже внешнего проявления
                  страсти,   темперамента   божественное   волнение   творца,   о   котором
                  упоминалось раньше, в творчестве, в работах. Здесь Дзиов неотразим,
                  у него нет даже наброска, эскиза, не вызывающих легкого трепета, а
                  иногда — глубокой задумчивости... Интересный график, художник, в
                  последнее   время   он,   очевидно,   достиг   вершин,   где   воедино
                  соединились   содержательность   миропонимания   и   филигранное
                  мастерство, концепции и техника, точный расчет и стихия чувств... Я
                  хорошо помню его ранние работы. Они были хороши, но это был
                  поиск, и часто его композиции, сюжеты грешили простотой «короткой
                  руки»... В отдельных вещах был вызов, претензия на планетарную
                  объемность   замысла...   Но   эта   болезнь   роста   была   не   только
                  безобидной, но необходимой, как этап, после которого, при идеальном
                  стечении   разновеликих   и   разноименных   факторов,   количество
                  обретает качество. Работы Батрадза, которые я видел, через годы уже
                  не рассортируешь на удачные и менее удачные, совершенные и не
                  очень.   На   всех   —   печать   строгой   единственности,   абсолютной
                  самодостаточности, а короче, законченности. И это только часть их
                  достоинств   и   силы,   есть   еще,   как   минимум,   два   момента:   это   их
                  тематическое   разнообразие   и   та   неожиданность,   которая   сродни
                  фокусу   или   колдовству.   Здесь   очевидно   второе:   Дзиов   толковому
                  обстоятельному   рассказу   стал   предпочитать   короткую   метафору,
                  поглаживанию — удар, назиданию — прелесть откровения, а все это
                  вкупе и есть духовный ракурс, взгляд, в котором события, явления и
                  факты не только многомерны, но и всегда загадочны, как сама жизнь,
                  где и обыденное — чудо!.. Что касается тематического разнообразия,
                  то и здесь есть свой нюанс. Все темы Дзи-ова — одна тема, так что
                  разнообразие его работ — понятие не арифметического, а сакрального
                  ряда: десять сельских пейзажей никак не подпадают в «тематическое
                  разнообразие», так же, как его горы или жанровые картины. В этом
                  смысле   они,   скорее,   —   скупое   меню   осетинского   застолья,   чем
                  перечень   блюд   «У   Максима»,   но   вот   осмысленность,



                                                               138
   135   136   137   138   139   140   141   142   143   144   145