Page 145 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 145

— восточный ширпотреб для туристов с невысоким вкусом... Видел
                  какие-то   поделки   с   целью   что-нибудь   заработать.   Но   видел   и
                  шедевры,   в   которые   он   вкладывал   всю   свою   любовь,   страсть   и
                  одержимость!
                        Он   никогда   не   лепил   вождей,   героев,   доярок...   Тяготел   к
                  обобщениям,   в   которых   не   было   места   ни   чехарде   вождей,   ни
                  аффектации героического, ни приземленному восхищению бытом...
                  Одна из последних его работ, которой он так и не успел придумать
                  название,   —   апофеоз   войны,   в   частности   гражданской,   где   булат
                  оружия и голые кости лошади сошлись, как срослись, в страшном
                  хаосе   абсурда...   Таков   замах   на   тему,   воплощенную   с   чудовищной
                  силой — в композиции Кулаева. Его «Ангел» с опущенным лицом и
                  крыльями — концептуальный итог жизни, как поражения, гибели, ибо
                  «неповинное — погибает», а добро просто смазка для безжалостных и
                  безразличных шестерен молоха, перемалывающего наши судьбы... Но
                  есть   у   него   «Друзья»   —   две   фигурки   горцев   с   рогами   в   руках,
                  выросшие, как два ствола одного древа... Эту дружбу не разорвать!
                  Типажи осетинские. Метафора из эпоса. Совершенство, с каким они
                  выполнены, взывает к песне, и она в них звучит «фандыром», как
                  орган в соборе или гитара Сеговии в поэзии Лорки...
                        Серия   таких   работ,   где   уникальным   образом   материализуется
                  мифология и метафоры наших истоков, была сработана несколько лет
                  назад, и я сам из-за отсутствия «тачки» помогал Володе отнести их в
                  музей... Их приобрели  за гроши, но это полбеды. К этому  все мы
                  привыкли. Главное в том, что эти сгустки энергии никто не видит.
                  Зная наше отношение к лучшим из нас, уверен — и не увидит. И не
                  «засветит». Будут светиться сами в подвале музея, который регулярно
                  затопляется, превращая в ничто вдохновенный труд таких, как Кулаев,
                  хотя второго Кулаева, какой бы демографический взрыв не грозил
                  перегруженной людьми планете, — не будет. Если неповторим даже
                  ублюдок,   что   говорить   о   художнике,   посланнике   Бога   в   одеждах
                  нищего просителя?..
                        Володя Кулаев был вызывающе красив, но не смазлив. И ловил на
                  себе   взгляды  девушек,  женщин,  как  великодушный  рыцарь,  но  не
                  циник   —   в   эти   мгновения   он   был  похож   на   Блока,   и   никогда   на
                  столике и стенах его транзитных мастерских не красовались журналы
                  и оттиски с «дивами» или откровенной порнографией...
                        Его   женские   фигуры   наполнены   зноем   женской   плоти   и
                  ароматом,   какой   источает   только   тело   женщины...   Но   есть
                  композиции   неожиданные:   ракурсом,   поворотом,   взглядом   они
                  обнажают новые, доселе неизведанные тайны женской красоты — до
                  бесконечности... На спортивном языке, это — дриблинг, ритмическое
                  столкновение,   но   к   цели   идет   не   алхимик,   а   искушенный
                  исследователь. На авось к такой расшифровке чуда не прийти...
                        В личной жизни, если под личной жизнью понимать дрязги и



                                                               143
   140   141   142   143   144   145   146   147   148   149   150