Page 143 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 143

«персонификации» каждого мазка, каждой капли краски ватман Ар-
                  чегова всегда дышит то морской или озерной прохладой, то плотным
                  горным ветром, то пустынной жарой, то лютым морозом. Чувствуются
                  даже   запахи!..   Арчегов   в   своих   работах   старается   избегать
                  контрастности   —   он   любит   свет   рассеянный   и   ровный,   чтобы   не
                  исчезла   ни   одна,   даже   мельчайшая   деталь   «вида»,   попавшего   в
                  ограничительный   квадрат   рамы.   Подобная   «объективность»   —   из
                  области миропонимания, мироощущения художника. Мир для него
                  значителен и равновелик и в малом, и в большом, и в микро-, и в
                  макрокосме,   ибо   создан   не   безрассудной   стихией,   а   изначально
                  творцом!   Арчегов   любит   экспериментировать,   —   поиск   новых
                  выразительных   средств   —   сверхзадача   любого   художника,   таким
                  образом он открывает неведомые доселе грани в себе и в окружающей
                  действительности. Но эксперименты Аслана всегда плотно завязаны
                  на творческий опыт, поэтому ряд его работ, где «модифицируется»
                  такая беспредельность, как женское тело, своей размытостью, близкой
                  к  ирреальности,  еле  слышимой  цветовой  гаммой  экспериментом  в
                  чистом   виде   не   назовешь.   В   листах   чувствуется   сольфеджио,
                  скрипичность:   это   —   неконкретика   тайны,   полет   в   неизбежную
                  неизвестность, но ще-мяще близкую, ибо женщина не только тайна,
                  но и откровение, не только фея, но и мать...
                        В   свое   время   мир   потрясла   музыкальность   работ   Чюрлениса,
                  пластическое совершенство офортов и гравюр Красаускаса... Где-то на
                  этом магистральном пути ищет Арчегов, и в руках у него не линейка
                  эпигона, а лампа Алладина, — видеть этот его цикл безучастным и
                  холодным невозможно. Обыватель прикидывает, творец — мыслит!
                  Арчегов, жадный до книги, театра, кино, старых традиций и свежих
                  веяний,   интересен   и   сам   по   себе.   Он   внимательный   слушатель,
                  оригинальный   рассказчик,   доброжелательный   и   демократичный
                  инициатор   в   любом   деле,   способном   поднять   уровень   и   престиж
                  культурной жизни республики...
                        Нет мастеров, которые бы творили только шедевры. Творческий
                  процесс   не   конвейер,   а,   действительно,   как   писал   Маяковский,   —
                  «езда   в   незнаемое»...   Сочетание   удач   и   неудач   —   закономерность.
                  Важно   другое:   личность   или   не   личность   берется   за   кисть   и
                  отправляется в рискованное путешествие... Два совершенно разных
                  художника, о которых этот очерк — личности, ибо вот уже полвека
                  поднимаются   не   к   бутафорскому   пику   сомнительной   славы   и
                  неискренних почестей, а к вершинам познания, где нужны не крепкие
                  локти, а пытливый ум и всепоглощающая страсть.

                                                    ЮНОША В БЕЛОМ
                        Одно   время   он   жил  в  многоэтажке   у  могучих   стволов   и   крон
                  Комсомольского   парка.   Мы   встретились   на   асфальтовой   аллее
                  университета. Он шел легким пружинящим шагом. В белом костюме.



                                                               141
   138   139   140   141   142   143   144   145   146   147   148