Page 143 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 143
«персонификации» каждого мазка, каждой капли краски ватман Ар-
чегова всегда дышит то морской или озерной прохладой, то плотным
горным ветром, то пустынной жарой, то лютым морозом. Чувствуются
даже запахи!.. Арчегов в своих работах старается избегать
контрастности — он любит свет рассеянный и ровный, чтобы не
исчезла ни одна, даже мельчайшая деталь «вида», попавшего в
ограничительный квадрат рамы. Подобная «объективность» — из
области миропонимания, мироощущения художника. Мир для него
значителен и равновелик и в малом, и в большом, и в микро-, и в
макрокосме, ибо создан не безрассудной стихией, а изначально
творцом! Арчегов любит экспериментировать, — поиск новых
выразительных средств — сверхзадача любого художника, таким
образом он открывает неведомые доселе грани в себе и в окружающей
действительности. Но эксперименты Аслана всегда плотно завязаны
на творческий опыт, поэтому ряд его работ, где «модифицируется»
такая беспредельность, как женское тело, своей размытостью, близкой
к ирреальности, еле слышимой цветовой гаммой экспериментом в
чистом виде не назовешь. В листах чувствуется сольфеджио,
скрипичность: это — неконкретика тайны, полет в неизбежную
неизвестность, но ще-мяще близкую, ибо женщина не только тайна,
но и откровение, не только фея, но и мать...
В свое время мир потрясла музыкальность работ Чюрлениса,
пластическое совершенство офортов и гравюр Красаускаса... Где-то на
этом магистральном пути ищет Арчегов, и в руках у него не линейка
эпигона, а лампа Алладина, — видеть этот его цикл безучастным и
холодным невозможно. Обыватель прикидывает, творец — мыслит!
Арчегов, жадный до книги, театра, кино, старых традиций и свежих
веяний, интересен и сам по себе. Он внимательный слушатель,
оригинальный рассказчик, доброжелательный и демократичный
инициатор в любом деле, способном поднять уровень и престиж
культурной жизни республики...
Нет мастеров, которые бы творили только шедевры. Творческий
процесс не конвейер, а, действительно, как писал Маяковский, —
«езда в незнаемое»... Сочетание удач и неудач — закономерность.
Важно другое: личность или не личность берется за кисть и
отправляется в рискованное путешествие... Два совершенно разных
художника, о которых этот очерк — личности, ибо вот уже полвека
поднимаются не к бутафорскому пику сомнительной славы и
неискренних почестей, а к вершинам познания, где нужны не крепкие
локти, а пытливый ум и всепоглощающая страсть.
ЮНОША В БЕЛОМ
Одно время он жил в многоэтажке у могучих стволов и крон
Комсомольского парка. Мы встретились на асфальтовой аллее
университета. Он шел легким пружинящим шагом. В белом костюме.
141