Page 142 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 142

большинство   живописцев,   любит   игру   светотени.   Очень   эффектно
                  смотрится на одном из его полотен зодиакальный свет — солнечное
                  пятно,   упавшее   на   аул   сквозь   разрывы   туч...   А   на   автопортрете
                  угадывается   ироничная   усмешка,   словно   он   собирается   рассказать
                  смешную историю. С кистью и мольбертом. А за спиной — горная
                  Саниба, родное село, родина...


                        Аслан Арчегов, мастерская которого находится через стенку от
                  творческой лаборатории Дзиова, можно сказать, антипод Батрадза, и
                  едины они только в любви к искусству. Шумный весельчак, балагур и
                  человеколюб,   с   большими,   как   локаторы,   ушами   и   вечно   бритой
                  аланской   головой,   мне   он   напоминает   одного   из   персонажей
                  фантастической   картины   Махарбека   Туганова   «Пир   нартов»...
                  Однажды, в горах, из машины я увидел долговязую фигуру с посохом,
                  бредущую по тропе, как мне показалось, в неизвестность... Фигурой
                  оказался Арчегов. Он шел по родной земле, как следопыт и хозяин, и
                  мне это понравилось, — многие художники сидят в своих мастерских
                  чуть ли не двадцать четыре часа в сутки, мало работают, много пьют и
                  охмуряют залетающих к ним бабочек-однодневок... Аслан исколесил
                  весь Союз, можно сказать, от Карпат до Курил, ибо глубоко убежден,
                  что новые впечатления для художника — это его хлеб насущный. И он
                  прав. Впечатлений у Аслана — море, и он их заносит на холсты —
                  небольшие,   как   правило,   по   размеру,   но   впечатляющие
                  калейдоскопической мозаикой виденного и пережитого...
                        Есть художники-универсалы, которые могут менять стиль, манеру
                  письма в зависимости от задачи или видения объекта внимания. Мир
                  знает   творцов,   не   изменяющих   одной-единствен-ной   технике
                  исполнения всех или почти всех своих работ. Ближе к последним —
                  Арчегов, все или почти все работы которого лишены пронзительной
                  ясности   письма,   —   они   как   бы   в   дымке,   на   них   легкий
                  полупрозрачный флер, и это, думаю, не самоцель и, конечно же, не от
                  бедности выразительных средств... Отметим, что подавляющее число
                  его работ исполнены акварелью, а даже непрофессионалам известно,
                  как не прост труд аквалериста: один неверный мазок может испортить
                  гармонию сотен или тысяч других на одном единственном листе... А
                  если таких листов сотни? Что мне симпатично в работах Аслана, так
                  это их палитра. Мало у него работ «широкой» кисти и очень много —
                  кисти тончайшей, и каждая из них, говоря образно, словно цветной
                  лоскут с хвоста жар-птицы... Общеизвестно, что в природе чистого
                  цвета нет. Острый глаз всегда отметит тысячу и один оттенок, глядя
                  даже   на   сплошной   зеленый   луг,   и   здесь   Арчегов   неотразим.   Его
                  пейзажи   —   залежи   цветовых   гамм,   камерных   ноктюрнов,
                  полифонических   симфоний,   и,   может,   поэтому   его   работы   не
                  смотришь, а скрупулезно рассматриваешь, ибо впечатляет и первый
                  взгляд   на   них,   но   еще   больше   —   последующий.   Из-за



                                                               140
   137   138   139   140   141   142   143   144   145   146   147