Page 141 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 141

интеллектуальный зондаж тем у Дзиова переплюнут любой перечень
                  и   не   только   блюд,   ибо   даже   просто   стог   у   него   —   поэтическая
                  аллегория,   притча,   народная   песня,   а   не   куча   соломы   для
                  крупнорогатых и парнокопытных... Все мы — ученики и подмастерья
                  природы   и   опыта   истории,   и   я   решил,   что   Дзиов   работал   с
                  Шекспиром, увидев почти черное полотно с изображением гор и аула
                  над   кромкой   пропасти.   Узкий   вертикальный   каньон,   кинжально
                  разрезающий всю композицию полотна, создает ощущение двух бездн
                  —   небесной   и   земной,   а   цвет,   насыщенный   трагизмом   одинокого
                  существования   забытого   Богом   высокогорного   аула,   —   черно-
                  жемчужный, с неуловимым отливом в синеву сумерек, и красный —
                  рассвета. Строгая геометрия прямых, сама тектоника скал, их масштаб
                  и графический абрис изумляют, если не сказать потрясают! Во всяком
                  случае, ряд работ этого цикла у Дзиова мне показались фрагментами
                  древней   оратории,   звучавшей   в   камне   и   замахе   этих   полотен!
                  Кинематографическая находка — полотно, где на рассветных холмах
                  гор   в   один   ряд   стоят   десятки   золотых   снопов,   и   четкие   тени   от
                  каждого   из   них   —   ниспадающие   от   восходящего   светила,   словно
                  клинки. А на переднем плане — сноп, пока солнцем не освещенный, —
                  он цвета ежевичного джема... Три яруса красных черепичных крыш
                  еще   одного   пейзажа   Дзиова   трогают   не   только   композиционным
                  прозрением,   но   и   радостью   бытия,   очень   напоминающего   мир
                  Брейгеля и Франса Хальса, вкусный, как дух только что испеченного
                  крестьянского хлеба... Еще один пейзаж — сад, и за ним дом. Деревья
                  на этом холсте Дзиова по технике словно выжжены иглой — каждая
                  веточка, ее излом и изгиб, фактура коры: они грациозны, и в той же
                  тональности — плетеный заборчик — «кау», такой домашний, теплый,
                  сработанный, очевидно,   терпеливыми руками  старика... Интересны
                  многофигурные композиции Дзиова, в них всегда элегантный баланс
                  —   нет   суматохи   и   скученности,   узнаваемы   типажи,   и   порядок
                  праздника или поминок... Приятным откровением явился для меня
                  портрет осетинки, написанный мягко, почти прозрачно,  а главное,
                  точно   по   этносу,   родовой   и   кровной   принадлежности   девушки   к
                  истокам...   Она   сдержанно   красива   не   только   внешне,   —   в   ней
                  угадываются ценности более высокого порядка...
                        Дзиов любит стариков и детей, их у него в картинах множество, и
                  если старики у него мудры и чудаковаты, то дети — наивны до слез.
                  Это   тоже   верность   истокам   —   неписаному   уважению   к   старшим,
                  неписаному снисхождению к младшим... Батрадз-ко-лорист изумляет
                  искусностью, виртуозной техникой, верным подбором средств к цели.
                  Вот   перекаты   холмов   белых,   как   нуга,   в   широком   мазке   —
                  шероховатость и бороздки от кисти. А вот тончайшая прямая линия...
                  Тона   яркие,   как   вспышка,   потаенные,   сложные,   многослойные,
                  сочетающие   весь   спектр...   Воздушная   мотыльковая   легкость   и
                  неуклюжая тяжеловесность — все подвластно Дзиову. Батрадз, как и



                                                               139
   136   137   138   139   140   141   142   143   144   145   146