Page 148 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 148

универсален   опыт.   Меняются   цели.   Смещаются   ценностные
                  категории. Вектор поступательного движения крутится как флюгер.
                  Шаг   вперед   может   оказаться   шагом   в   пропасть.   Движение   вспять
                  обретает смысл насмешки. Все мы и всегда на распутье... Вот на этом
                  распутье и озирается деликатнейший и нежнейший матерщинник и
                  нахал поэт Тимур Кибиров, легко вооруженный не мечом и пикой,
                  или там «калашом» и гранатометом, а толстенной книжкой стихов,
                  вызвавших, как и положено настоящей поэзии, бурю проклятий и
                  ураган восхищений... Книжка называется «Сантименты». Дураков из
                  нас   поэт   этим   названием   дурит.   Эта   книга   —   удар.   Немного
                  запоздавший, но прямой и достаточно сильный, чтобы отправить в
                  нокаут!
                        Искусство   и   его   жанры,   помимо   всего   прочего,   отличает
                  колоссальная «энергоемкость». Первое место здесь занимает музыка.
                  Она, как сверкающий компьютер, моделирует в сознании бесконечное
                  множество образов. Абстрактность и бестелесность этой материи —
                  абсолютное   преимущество   музыки   перед   любым   другим   видом
                  искусств, и в то же время — ее «ахиллесова пята» — нет ощутимой
                  конкретики, необходимой, как верующему видение живого Христа...
                        Поэзия   таким   свойством   обладает.   Через   слово,   через   рифму,
                  через метафоричность, через способность вызывать цепную реакцию
                  чудовищной собирательной мощности — ядерной. Даже классическая
                  проза,   мировая,   по   разрешающей   способности,   говоря   языком
                  военных,   всего   лишь   динамит...   Правда   поэзии   —   это   феномен
                  прозрения,   открытия,   а   не   прилежности...   Пик   —   моментальное,
                  точное   ощущение   гигантских   смысловых   пространств!   Не   всякая
                  поэзия способна на такое. Нужен адекватный, подобной мощи творец.
                  Здесь   много   слагаемых.   Много   их   и   у   Кибирова   —   я   бы  выделил
                  свободу, с которой этот гроссмейстер поэтического слова выстраивает
                  свои   комбинации,   перемещается   в   пространстве,   владеет   им...
                  Поражает   цепкость   взгляда,   опыт   пережитого,   точность   деталей...
                  Жесткая графичность и рубенсовское великолепие (Элеонора), святая
                  наивность, но и вольтеровская въедливая ироничность и площадной
                  цинизм, необходимые порой как воздух, чтобы выбить клин клином.
                  Поражают цвета, запахи, звуки, их сочетания во времени и месте,
                  вызывающие   щемящее   ощущение   узнаваемости,   безусловности
                  происходящего.
                        «Я верю в разрыв!» — писал Виктор Шкловский. Шкловский—
                  мыслитель.   Поэтому   его   «разрыв»   —   не   житейская   драма,   а
                  философская концепция неприятия, в контексте наших размышлений
                  — прозрения. Прозревают рано или поздно, или очень поздно. Иногда
                  не прозревают — не хватает или мозгов, или времени. Или и того и
                  другого.   Декреты   Ленина   подняли   вооруженный   народ   на   ратные
                  подвиги. Потом народ разоружили, и подвиги до поры до времени
                  стали трудовыми. Потом основная масса людей прозрела, но было уже



                                                               146
   143   144   145   146   147   148   149   150   151   152   153