Page 153 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 153

— главный, стратегический просчет публицистики книги заключается
                  в том, что свобода и раскованность оборачиваются расхлябанностью и
                  пренебрежением   к   форме.   Праведный   гнев   к   «негативу»
                  цементируется в огульное отрицание всего того, что было прекрасно,
                  но изуродовано в адской машине советской действительности, хочется
                  воскликнуть   —   не   по   вине   же   нескольких   поколений,   обманутых,
                  отверженных,   униженных   и   оскорбленных?!   Благодаря   лучшим   из
                  них в нашей черно-белой действительности сверкали и несмываемые
                  краски   духоборства,   праведности   и   красоты,   которые   «поверх
                  барьеров»   любых   политических   систем   или   бессистемности,   и   во
                  времени, и в пространстве...
                        Советская действительность — это не только тираны ВЧК, ГУЛАГ,
                  сексоты   и   прочая   анафема,   но   и   сотни   миллионов   людей
                  бескорыстных,   честных,   смелых,   талантливых,   щедрых,   а   главное,
                  верящих в созидательную силу народов, в эпохальную значимость и
                  неповторимость   социального   эксперимента,   каких   мир   не   знал!
                  История,   любая,   пишется   сразу   на   беловик   и   без   поправок.   Я   не
                  призываю, проклиная, петь осанну, но зачем плевать в колодец, если
                  он один на всех, а пустыня забвения простирается до Судного Дня?!
                        Всем   людям,   а   поэтам   патологически,   хочется   быть
                  неотразимыми,  и,   желательно  для   всех,  во  всем,   навсегда!  Как  ни
                  бронзовей, и как ни занимайся самоуничижением, все мы, я имею в
                  виду пишущую братию, «стоим на плечах гигантов» и всей нашей
                  неповторимостью обязаны не только генам, семье, школе, улице, — да
                  мало ли кому и чему? В абсолютной степени — культурным пластам
                  мирового   опыта,   намытого   тяжким   трудом   и   вдохновением.   Этот
                  опыт, как кровь сквозь бинт, просачивается сквозь самобытный мир
                  Кибирова, его поэзии. Вместе с Кибировым, и я, грешный, не могу
                  понять, какая такая «красота спасет мир»... И не вместе с ним уверен,
                  что   «халявы»   на   творческой   ниве   для   великих   нет.   А   вместе   с
                  читателем  хочу   сказать   —   как  хорош   он,   Кибиров,   в   дерзкой   саге
                  «Любовь, комсомол и весна», в элегическом прощании с Британией, в
                  обезоруживающей пасторали «бабушкиного двора» и еще в тысяче и
                  одном   стихотворении,   опубликованных   и   нет.   Оставим   подводную
                  часть   айсберга   литературной   критике   и   процитируем   начальные
                  строки   из   «Джона   Шэйда»:   «Когда,   открыв   глаза,   ты   сразу   их
                  зажмуришь от блеска зелени в распахнутом окне, от пенья этих птиц,
                  от этого июля, — не стыдно ли тебе? Не страшно ли тебе?»
                        Прав Кибиров. Стыдно, что все мы грешны. И страшно, что мир
                  жесток. Даже в струнах поэтических строк...
                        Пушкин...   По   корню   —   пушка,   а   мы   ощущаем   хрустальную
                  чистоту   и   первозданность...   Сочетание   «   Александр   Сергеевич»   —
                  воспринимается   едино,   как   начальная   фраза   симфонии,
                  завершающейся мощным эпическим крещендо!..
                        «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось. Как



                                                               151
   148   149   150   151   152   153   154   155   156   157   158