Page 168 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 168

пожалуй,   единственный   известный   пример   за   всю   историю
                  человечества.   Американец,   он   писал   об   Испании   лучше   всех
                  испанских   писателей,   каких   я   читал   в   своей   жизни.   Страны   и
                  континенты, коснувшись его однажды, принадлежали только ему —
                  этот медиум проникал в сокровенные тайны всего сущего и ничто не
                  мешало его мысли на пути к нему... Его ассоциации, подобно цепной
                  ядерной   реакции,   высвобождали   такое   количество   слов,   понятий,
                  фактов   и   явлений,   какое   мог   охватить,   моментально   обработать   и
                  подчинить   задаче   мозг   только   Хемингуэя.   При   кажущемся
                  многословии,   особенно   в   романах,   слова   отобраны   идеально   и
                  пригнаны друг к другу, как грубо тесанные камни замка. Метафора —
                  в самой архитектонике строения. Глубина мысли недосягаема, но ее
                  ощущаешь   как   собственное   тело.   Невозможно   сформулировать   ни
                  один вывод и, в то же время — все они в тебе и ты дрожишь от
                  ощущения истинности того, что постигаешь, читая строки провидца.
                  Истины его диалектичны, сопряжены с феноменологией и научным
                  пониманием   бытия   и   реализуются   снайперским   попаданием   в
                  единственный для них сюжет, находящийся в прямых, косвенных и
                  абсолютных   связях   с   любым   другим   человеческой   жизни.   Отсюда
                  такие циклопические объемы и плотность, порой — в паре фраз и
                  миры — в небольшом рассказе...
                        Он   был   неизвестен   в   двадцатых   годах,   почти   неизвестен   в
                  тридцатых, его читали в сороковых, он потряс читающее человечество
                  в конце пятидесятых и продолжает это делать сегодня. Никто не был
                  подготовлен   к   его   прозе,   как   и   к   творчеству   Пикассо,   Феллини,
                  Корбюзье, Риверы... Конец пятидесятых — Ренессанс XX века, его пик,
                  зенит, взрыв!.. Усилиями всех гильдий художников, средств массовой
                  информации,   полиграфии   интеллигенция   получила   колоссальный
                  духовный   заряд,   возможность   осмыслить   мировой   опыт   с   вершин
                  блестящего   анализа   действительности   во   всем   ее   многообразии...
                  Новым   светом   засверкали   культурные   и   материальные   ценности
                  веков, человек совершил еще один рывок в свою природу и взглянул
                  на   себя   глазами   собственного   гения.   Велик   вклад   Хемингуэя.   Он
                  пришел   в   мир  не   от   парты  бойскаута,   а   от   Иерихона,   потянув   из
                  глубин   истории   мировой   опыт   тысяч   поколений   художников   и
                  землепашцев...
                        Величайший   замысел   природы   —   мужчина   и   женщина   —   от
                  первого наскального рисунка до высот Леонардо и клоаки борделя,
                  никогда   не   вышел   за   пределы   инстинктов,   влечения,   любви...
                  Единство   противоположностей   и   первородный   грех   меркнут   перед
                  таинственным   откровением   художника,   подобно   Зевсу,   рассекшему
                  одно тело на доли, не существующие друг без друга, не находясь одно
                  в другом — вот вам «У нас в Мичигане».
                        Сострадание безгранично, но эфемерно — «Кошка под дождем».
                        Имеет ли решимость какую-нибудь точку отсчета, если однажды



                                                               166
   163   164   165   166   167   168   169   170   171   172   173