Page 43 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 43

отрубил: «Откуда мне знать!? В чем феномен Пушкина? Не знаю. Есть
                  такие люди...» И вспомнилось, как много лет назад,
                        когда снимался фильм о Коста и мне пришла в голову мысль
                  спросить о великане великана, он спокойно и рассудительно сказал:
                  «У русских есть Пушкин, у англичан — Шекспир, у немцев — Гете, — и,
                  завершая скромный панегирик, уже на выходе, изрек, — а у нас есть
                  Коста». И повторил эту фразу по-осетински.
                        Удивляют кельи таких, как Абаев. Ни роскоши, ни чванства, ни
                  писка   моды:   походный   шатер...   Зато   сотни   книг,   пухлые   папки
                  рукописей и почти казарменный порядок, разбавленный семейными
                  реликвиями и портретами Коста: выжженный на дереве, цветной в
                  окладе,   и   неожиданный   на   черном   лакированном   фоне   палехской
                  шкатулки. Непременные кинжалы, шашка, серебряный пояс, портрет,
                  где Абаеву лет сорок и где он похож на Гарри Купера — голливудского
                  актера, только без «стэтссона» и кольта, атрибутов вестерна...
                        В последний раз Васо Абаева я видел в его московской квартире...
                  Я застал его за рабочим столом — он работал. Раздался звонок, и он
                  взял трубку. За окном с дерева упал лист, а старые напольные часы с
                  пластичной   надписью   «Лондон»   на   бронзе   сверкающего   чистотой
                  циферблата   пробили   двенадцать...   «Осень   патриарха»...   Название
                  романа   Маркеса   показалось   мне   прекрасным   эпиграфом   ко   всей
                  жизни   этого   седого   человека,   светящегося   изнутри...   Восковая
                  спелость старости: лица, запястий, рук... Иконный взгляд спокойных,
                  выразительных и по-юношески живых глаз, и голос — протяжный, как
                  восточный мотив из уст пилигрима, у костра на фоне спящих гор и
                  полумесяца, зацепившего мерцающую голубым сапфиром звезду...

                                                           ЗАМИРА

                        Кто-то делит людей на хороших и на плохих. Маркс и компания —
                  на классы. Расисты — на расы. И так — до бесконечности. И только для
                  Создателя все мы едины, и велика символика восхождения на крест,
                  как акт всепрощения грешников, а кто не грешен, пусть бросит камень
                  — в себя!..
                        Человечество веками борется за свободу, не понимая, что свобода
                  у каждого своя, а проявляясь, она молниеносно ущемляет свободу
                  другого,   и   никакие   законы,   будь   они   тверже   стального   листа   или
                  дырявы, как голландский сыр, не снимут антагонизм, заложенный в
                  самую сердцевину человеческой сущности... И в независимых странах
                  есть свои овцы и волки, и трезвенников хватает инфаркт, плачут по
                  близким и палачи... Так что людей, если и делить, то вернее всего на
                  хороших и не очень хороших, понимая, что в любые времена, при
                  любых обстоятельствах, в любой точке земного шара есть и святые...
                        В один из декабрьских вечеров позвонил мне председатель Союза
                  кинематографистов   Северного   Кавказа   Слава   Гулуев   и   говорит:
                  «Слушай,   пришла   ко   мне   старушка,   божий   одуванчик,   с   просьбой



                                                                41
   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48