Page 44 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 44

извлечь   из   нее,   пока   жива,   информацию   о   создателях   фильма
                  «Зелимхан»,   где   она   играла   заглавную   женскую   роль.   Давай-ка
                  нанесем   ей   визит   и   напиши   что-нибудь   достойное,   —   это   же
                  интересно!»
                        Я согласился. «Зелимхан» — первый кавказский фильм России,
                  снимался в тысяча девятьсот двадцать шестом году под патронажем С.
                  М. Кирова, а в основу сценария легла повесть Дзахо Гатуева. Главную
                  мужскую роль в этой ленте играл Ладо Бестаев — кавказский Дуглас
                  Фербенкс — так окрестили его кинокритики Америки, и, пожалуй,
                  ошиблись.   Несравненный   Дуглас   Фербенкс   был   красив   до
                  смазливости,   Ладо   Бестаев   был   сработан   из   базальтовых   пород   —
                  крупные и правильные черты точеного лица с прямым носом, широко
                  посаженными   глазами   и   раздвоенным   подбородком;   скалы   скул,
                  плеч,   квадратура   коленей   и   ширина   запястьев   —   все   это   было   из
                  горнила Курдалагона, как и массив грудной клетки, хищный профиль
                  и звериный оскал рта, из щелей которого кочаном кукурузы сверкали
                  зубы...   Ладо   Бестаев   —   отдельная   тема.   Добавлю   только,   что
                  отправляясь в командировку, он мог забыть бросить в саквояж зубную
                  щетку и полотенце, но никогда — гантели и эспандер, и что ему было
                  за восемьдесят, когда он еще раз стал счастливым отцом прелестного
                  малыша, рожденного от молоденькой женщины.
                        Не буду пересказывать сюжет «Зелимхана». Вещь Гатуева хороша,
                  как   кулак,   собравший   в   удар   все   пальцы   нашей   исторической
                  данности, но далека от хронологии действительной жизни Зелимхана,
                  убитого   сотней   казаков,   которые   не   без   удовольствия   позировали
                  фотографу,   запечатлевшему   их   довольные   физиономии   на   втором
                  плане снимка. На первом плане, раскинув босые ноги, в исподнем,
                  лежал ширококостный, длинный, худой, больной не то тифом, не то
                  лихорадкой   Зелимхан,   уже   бездыханный,   кем-то   преданный,   еще
                  недавно в одиночку отстреливающийся от сотни, обложившей его, как
                  волка, в доме, где, как казалось великому сыну Кавказа и абреку, он —
                  инкогнито.
                        В трагически-романтической версии Гатуева Зелимхан Бестае-ва
                  —   воплощение   лавинной,   безоглядной   смелости,   мужества,   но   и
                  ловкости,   хитрости,   мудрости...   Весь   актерский   ансамбль   фильма
                  блестяще   повторил   набор   кавказских   страстей   с   похищениями,
                  разбоем,   кровной   местью   и,   конечно,   любовью,   страстной   и
                  сдержанной, в строгих одеждах адатов и других атрибутов горской
                  жизни...
                        Я   не   знал,   что   сравнительно   недавно   журналист,   заведующая
                  отделом   культуры   газеты   «Северная   Осетия»   Б.   Толасова
                  опубликовала довольно полный материал о главной героине фильма с
                  редким   именем   Зезык.   А   когда   узнал,   подумал,   что   это   тетушка
                  Бидзикоева вновь хочет напомнить читающей публике о лучших годах
                  своей   жизни,   а   точнее,   нескольких   месяцах   этой   жизни,   когда



                                                                42
   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49