Page 45 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 45
кинокамера впечатывала в пленку ее волнующую юность, искусство
перевоплощения и восторженные надежды на будущее... Но это же так
естественно — в никчемном настоящем, на пороге небытия, жить
романтикой прошлого! Ведь творцы фильма, восхищенные красотой и
грациозностью девушки, увидев ее идущей вдоль «Интуриста», где
они проживали, отправились за ней след в след на фаэтоне, а ее и ее
брата уговаривали хором, чтобы Замира согласилась, а Георгий
разрешил сестре сниматься в кино. Искусство определенного жанра и
тематики слабых и неподготовленных развращает, иным являет
пример высокой духовности!.. Режиссер фильма Олег Фрелих,
догадавшись, пригласил сниматься в роли одного из братьев
Зелимхана и упрямого брата, и в довесок, младшую сестру клана —
Мадину, сегодня жену маршала авиации в отставке Шапошникова...
Брат, радеющий за честь сестер, был сражен, и все трое лучшим
образом отснялись в фильме, оставшись в веках на кинопленке,
ошеломившей мир, чтобы умереть в хранилищах Госфильмофонда...
Конечно, было интересно и приятно, особенно мне, с посильной
помощью сверхвоспитанной и милой собеседницы очутиться в конце
двадцатых и, ощутив аромат тех лет, узнать хоть что-либо о создателях
первого кавказского вестерна, например, что в нем снимались брат и
две сестры из одной фамилии Бидзикоевых, два брата Золоевых; что в
роли жениха героини выступил драматург Георгий Джимиев.
Подкупал своей интернациональной начинкой состав съемочной
группы: герой фильма — чеченец, автор повести и сценария — осетин,
режиссер — еврей, оператор — русский... В фильме снимались актеры
из Грузии — Коля Санишвили, Тина Мачавриани, а жизненную
достоверность ленте придавала безыс-кусность массовок, игра людей
«с улицы», непрофессионалов... Съемки велись во Владикавказе, на
«Осетинке», в Кобанском ущелье, в Грозном, на родине Зелимхана в
Харачое... Везде, где появлялась съемочная группа, начинался
праздник, все приглашали к себе в гости, к столу, и все статисты,
поголовно, отказывались от гонорара — кто же будет брать мзду от
людей, решивших снять фильм о суровой, но яркой жизни горцев,
хотя мельком и не без сожаления, бедная, как и большинство из нас,
пенсионерка, припомнила, что пирожок тогда стоил тринадцать
копеек, а она, актриса по случаю, получала в месяц четыреста рублей
— сумма по тем временам — астрономическая!..
В скромной, но уютной квартирке Замиры больше всего, как я
понял, фотографий — дюжина альбомов, коробок с фотками разных
лет, а под стеклом стола и на стенах спальни — фотовернисаж из
портретов близких и дальних, и любовно поглядывая на них, хозяйка
не без гордости сообщила, что и в третьем поколении, отсчитывая от
ее собственного, у Бидзикоевых и в семьях породнившихся с ними
людей, — ни одного порочного. Я вернул ее мысли к фильму, и она
сказала, что после съемок все создатели фильма с жаром уговаривали
43