Page 48 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 48
обращенными к Богу... Заур — сильный, ловкий, смекалистый, добрый
и беспощадный — стал живым воплощением «закона гор» и поэтому
был красив каждым своим жестом, походкой, широкой и
основательной, кинжально разящим взглядом прямо посаженных и
утопленных в глазницах глаз; он был красив на скачках, влетая на
коня прыжком с высокой стены, и — рука не пишет, — грабя богатый
фаэтон, и даже убивая... Попутно замечу, что если в американских
вестернах герой, не целясь, «снимает» муху, летящую за горизонтом, в
«Абреке Зауре» таких дешевых финтов нет. И не от каждого выстрела
абрека падает очередная жертва с другой стороны. Но каждое
движение этого абрека нашептывает, что в бешмете и мягких чувяках
затаился матерый зверь, молния, подобная той, которой он сразил
первого обидчика. Получив удар, Заур ответил своим, опередив смену
кадра в проекторе, а это — сотые доли секунды... Кстати, лошадь, на
которую он прыгает со стены госпиталя, что напротив пятой школы,
отстояла от стены метров на семь. Я видел фильмы с
полусумасшедшими каскадерами, но подобное мог совершить только
кавказец, и, конкретно, Владимир Бестаев...
Фильм снимали не великие, известные всему миру
кинематографисты, но фильм получился великий! Мировая пресса
взахлеб говорила о его достоинствах, а в нарождающемся Союзе
Советских его сняли с проката и благополучно похоронили — из
идеологических соображений: пародийно и с сарказмом, показалось, в
ленте представлена Русь скалозубов и ермоловых, и дышит героикой
каждый кадр, где возникают нацмены со своим абреком. Как
говорится, Бог им судья, но на мой взгляд, «Абрек Заур» —
классическая кинематографическая школа, в которой все
вдохновенно и просто, и, скажем, не совсем просто, если в ленте нет ни
одного плана, который бы не просился в багет, как законченное
живописное произведение, в котором есть ракурс, динамичный
второй план, ощущение гор и нашей жизни, близкое Сека, Казбеги,
Хета-гурову и всем кавказцам, черпающим уверенность в себе не
оружием, а теми законами гор, которые вели к цели создателей
фильма «Абрек Заур»...
ГОНЕЦ ИЗ ЭЛЬСИНОРА
Фамилия. Имя. Отчество... Жил. Работал. Умер... Забыли... А кого
не забывают в этом сумасшедшем мире, не успевающем
тысячелетиями разглядеть собственное лицо?.. И как можно забыть
того, кого не знаешь? Многие не видели его ни на сцене, ни в жизни.
Мне рассказали такой случай: какой-то прохожий спросил, где улица
Набережная? Ему сказали — вы на ней стоите. «Да это же какого-то
Тхапсаева!» — воскликнул мужчина. Невежество многолико.
Тхапсаева знают в Англии, и он почти забыт в Осетии... Парадокс?
Гримасы застойного времени? Но и в застойные времена ему
46