Page 48 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 48

обращенными к Богу... Заур — сильный, ловкий, смекалистый, добрый
                  и беспощадный — стал живым воплощением «закона гор» и поэтому
                  был   красив   каждым   своим   жестом,   походкой,   широкой   и
                  основательной, кинжально разящим взглядом прямо посаженных и
                  утопленных в глазницах глаз; он был красив на скачках, влетая на
                  коня прыжком с высокой стены, и — рука не пишет, — грабя богатый
                  фаэтон, и даже убивая... Попутно замечу, что если в американских
                  вестернах герой, не целясь, «снимает» муху, летящую за горизонтом, в
                  «Абреке Зауре» таких дешевых финтов нет. И не от каждого выстрела
                  абрека   падает   очередная   жертва   с   другой   стороны.   Но   каждое
                  движение этого абрека нашептывает, что в бешмете и мягких чувяках
                  затаился матерый зверь, молния, подобная той, которой он сразил
                  первого обидчика. Получив удар, Заур ответил своим, опередив смену
                  кадра в проекторе, а это — сотые доли секунды... Кстати, лошадь, на
                  которую он прыгает со стены госпиталя, что напротив пятой школы,
                  отстояла   от   стены   метров   на   семь.   Я   видел   фильмы   с
                  полусумасшедшими каскадерами, но подобное мог совершить только
                  кавказец, и, конкретно, Владимир Бестаев...
                        Фильм   снимали   не   великие,   известные   всему   миру
                  кинематографисты,  но  фильм  получился  великий! Мировая пресса
                  взахлеб   говорила   о   его   достоинствах,   а   в   нарождающемся   Союзе
                  Советских   его   сняли   с   проката   и   благополучно   похоронили   —   из
                  идеологических соображений: пародийно и с сарказмом, показалось, в
                  ленте представлена Русь скалозубов и ермоловых, и дышит героикой
                  каждый   кадр,   где   возникают   нацмены   со   своим   абреком.   Как
                  говорится, Бог им судья, но на мой взгляд, «Абрек Заур» —
                        классическая   кинематографическая   школа,   в   которой   все
                  вдохновенно и просто, и, скажем, не совсем просто, если в ленте нет ни
                  одного   плана,   который   бы   не   просился   в   багет,   как   законченное
                  живописное   произведение,   в   котором   есть   ракурс,   динамичный
                  второй план, ощущение гор и нашей жизни, близкое Сека, Казбеги,
                  Хета-гурову   и   всем   кавказцам,   черпающим   уверенность   в   себе   не
                  оружием,   а   теми   законами   гор,   которые   вели   к   цели   создателей
                  фильма «Абрек Заур»...

                                                 ГОНЕЦ ИЗ ЭЛЬСИНОРА
                        Фамилия. Имя. Отчество... Жил. Работал. Умер... Забыли... А кого
                  не   забывают   в   этом   сумасшедшем   мире,   не   успевающем
                  тысячелетиями разглядеть собственное лицо?.. И как можно забыть
                  того, кого не знаешь? Многие не видели его ни на сцене, ни в жизни.
                  Мне рассказали такой случай: какой-то прохожий спросил, где улица
                  Набережная? Ему сказали — вы на ней стоите. «Да это же какого-то
                  Тхапсаева!»   —   воскликнул   мужчина.   Невежество   многолико.
                  Тхапсаева знают в Англии, и он почти забыт в Осетии... Парадокс?
                  Гримасы   застойного   времени?   Но   и   в   застойные   времена   ему



                                                                46
   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53