Page 47 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 47

Кавказ   —   бриллиант   на   пальце   планеты!..   На   пальце   России
                  имперской   этот   драгоценный   камень   не   раз   омывался   кровью   и
                  слезами, и будем надеяться, что эти времена ушли безвозвратно...
                        Недавно,   впервые   в   жизни,   я   смотрел   чудом   сохранившуюся
                  копию фильма «Абрек Заур», снятого в 1928 году. Этот немой фильм,
                  на   мой   взгляд,   «утер   нос»   лучшим   вестернам   и   при   всей
                  театральности   постановки   зеркально   отразил   самостийную   мощь
                  Кавказа, как института, которому есть чем поделиться с человечеством
                  по   всем   аспектам   жизни...   Великий   Владимир   Бестаев,   Ладо,
                  самодеятельный актер и посредственный режиссер документальных
                  лент   впоследствии,   в   этом   фильме   —   символ   лучших   качеств   и
                  доблестей   лучших   людей   Кавказа   вне   их   национальной
                  принадлежности,   хотя   и   в   жизни   и   в   фильме   он   —  осетин,   и   все
                  события фильма происходят в Осетии...
                        Сюжет фильма прост и схематичен, но сегодня, когда технически
                  кинематограф стал изощрен до отвращения, простота и схематичность
                  этой   древней   ленты   ощущаются,   как   порыв   горного   ветра   в
                  задушенном   духами   салоне   визажиста.   Странным   образом
                  эмоциональную и смысловую мощь ленте придает отсутствие звука,
                  музыки: диалоги и комментарии пишутся в кадре субтитрами, но нет
                  худа   без   добра.   Фильм   не   заболтан,   музыка   рождается   в   самом
                  изображении,   из   монтажных   стыков,   резких,   хлестких,   как   удары
                  кремня для высечения искры...
                        Исповедующий свою правду в мире насилия и лжи, Заур убивает
                  солдафона, издевающегося над горцем; не отдает замуж, а точнее, на
                  поругание горячо любимую сестру заносчивому и пустому князю и
                  становится   вне   закона   —   абреком.   С   первого   взгляда   на   могучего
                  горца,   веришь,   что   самим   Богом   этот   человек   создан   для   жизни
                  достойной, яркой, содержательной. Друг бедняков, он враг богатых не
                  потому, что у богатых больше жизненных благ, а потому, что они
                  нищи   духом,   аморальны,   безнравственны...   Лидер,   народный
                  мститель и герой абрек Заур вершит свой суд над этой нечистью, и в
                  фильме   с   потрясающей   силой   обнажаются   корни   этого   исполина!
                  Минимальное   количество   декораций,   массовки   с   привлечением
                  местных   жителей,   съемки,   в   которых   угадывается   старый
                  Владикавказ,   наши   аулы   и   ущелья,   сладкой,   щемящей   волной
                  окатывают душу, и хочешь не хочешь, гордишься, что ты сын своей
                  земли и счастливый потомок своих предков: безымянных — в могилах
                  и легендарных — в народной памяти...
                        «Разве   достоин   жизни   человек,   предавший   законы
                  гостеприимства?»   —   вопрошает   Заур,   пристреливая   скрягу   и
                  предателя. А на вопрос пристава, кто убил Ибрагима, мудрые старики
                  в лице старшего отвечают: «Закон гор!» Да, вековечные законы гор
                  плохо спрягались с беззаконием власть придержащих и возвышались
                  в   сердцах   и   душах   обездоленных   сторожевыми   башнями,



                                                                45
   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52