Page 50 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 50

счастливчиков двух наборов осетинской студии его не оказалось. В
                  студию при театре — не получилось: какой он актер, — он работяга,
                  шахтер, такелажник, строитель... Отчаявшись, поступил в дорожно-
                  механический   техникум...   И   пришел   в   театр   в   качестве   рабочего
                  сцены, потому что дышал только театром и даже в качестве рабочего
                  сцены,   электрика,   помреквизитора   —   был   счастлив!   Запах   красок,
                  картона,   клея   и   дерева   декораций   были   ему   дороги,   как   изгою
                  сладкий дым родного очага!..
                        В годы его нищей юности фотография  была  роскошью. Среди
                  ранних фоток интересны две — на одной он похож на Пастернака, на
                  другой, с гладко выбритым черепом, — на уголовника... Время вносит
                  свои коррективы, особенно в глаза — в них упругая воля и абсолютное
                  ощущение   цели!   Как   говорят,   у   него   были   хорошие   физические
                  данные: рубленые, скульптурные грани лица, высокий, открытый лоб,
                  прямой, с горбинкой нос, волевой подборок, четко очерченный рот,
                  косая сажень в плечах, петровский рост... И феноменальная память:
                  он наизусть знал все диалоги всех спектаклей, которые игрались на
                  сцене театра. Шепотом, чтобы не вызвать нареканий, он говорил: «А я
                  бы это сыграл!»
                        Медлительный   тугодум   —   для   одних.   Рабочий   сцены   —   для
                  других. Пока не вмешался случай — рабочий сыграл заглавную роль
                  вместо заболевшего актера и потряс всех раз и навсегда!
                        Ибо, как вскоре стало ясно всем, и в мизерных ролях он был на
                  десять голов выше заслуженных... Комическое не любил. «Над кем
                  смеетесь? — Над собой смеетесь!» Он тяготел к драме, но и драма была
                  ступенью. Играя народного героя Чермена — роль хрестоматийную
                  для   народного   театра   Осетии,   Тхапсаев   шел   к   вершине   мировой
                  трагедии   —   фантастически   сложным   и   страшным   своей
                  неразрешимостью   галактикам   Шекспира!   За   тысячи   миль   от
                  Страдфорда-на-Эйвоне, родины драматурга, миру явился мавр, каких
                  этот мир не видел, и, возможно, не увидит уже никогда!.. За тридцать
                  пять   лет   он   тысячу   раз   с   громовыми   проклятьями   прозревал   в
                  одеждах   Лира,   метался,   как   раненый   барс,   в   мистической   феерии
                  Макбетом,   задушил   двенадцать   Дездемон...   Но   в   тысячу   раз
                  шлифованной   роли   он   находил   решения,   предвосхищавшие
                  Шекспира. Например, в «Отелло» он одной рукой лишал свою любовь
                  жизни,   другой   рукой,   всем   своим   существом   пытался   ее   в   жизни
                  удержать!   Это   был   «момент   истины»,   корневой   смысл   эпической
                  трагедии!
                        В век компьютеров кого удивишь печатной машинкой, но сердце
                  сжимается, когда видишь, с какой любовью и старанием переписывал
                  актер роль Лира в тонкую школьную тетрадь...
                        Репетируя дома, роль Дездемоны поручалась им жене и зеркалам.
                  Зеркала безмолвствовали, а вот жену он доводил до истерик — ей
                  хотелось   сбежать   от   него,   но   такие   жертвы   помогали   на   сцене...



                                                                48
   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55