Page 51 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 51

Кстати, на репетиции и к  спектаклям, где он был занят, Тхапсаев
                  приходил за два часа до начала, скрупулезно проверяя все предметы и
                  антураж мизансцены  —  «поверять   алгебру  гармонией» и  наоборот
                  было его принципом.
                        Когда дочь Зая попросила у него пять рублей как подарок в честь
                  перехода   в   следующий   класс,   он   спросил:   «А   в   какой?»   Может,
                  поэтому кое-кто обижался, что актер не здоровается, шагая по улице,
                  — и здесь он был сосредоточен, как сфинкс...
                        Многим, даже великим актерам, не терпится снять грим, так же,
                  как  и   наложить   его.   Гримируясь,   Тхапсаев   предчувствовал  муки   и
                  радости своего персонажа с болью, с какой протекают трудные роды...
                  Снимая   грим,   он,   возможно,   слышал   треск   шкуры,   сдираемой   с
                  живого существа, — слишком дорога ему была роль, переплавившая в
                  один монолит, конгломерат мыслей, чувств и страстей его самого и
                  сценического  двойника...   Домой   после   спектакля   уходил   одним   из
                  последних   —   опустошенным,   уничтоженным   собственным
                  вдохновением, уходил с такой ненавистью к Яго, что перенес ее на ни в
                  чем неповинного актера, который, играя коварного злодея, десятки
                  лет был с ним в одной сценической связке...
                        Интересно, а мог бы сыграть Яго Тхапсаев? Теоретически, да. Но
                  порок всегда вызывал в нем чувство брезгливого отвращения, и это
                  ощущалось в его ненависти к самому себе, когда приходилось играть
                  подлеца...
                        Пушкин   как-то   заметил:   «Отелло   не   ревнив,   напротив,   он
                  доверчив».   Тхапсаев   был   неправдоподобно   доверчив.   «Бало»,   как
                  звали   его   близкие,   был   большим   ребенком,   и   разве   не   этим
                  объясняется телеграмма жене Антонине, где он просит спасти его от
                  назойливой поклонницы?.. Смех! Хотя жену свою, с помощью друзей,
                  этот   «большой   наивный   ребенок»   в   свое   время   похитил   по   всем
                  кавказским законам! Много лет спустя она отомстила ему, «выкрав»
                  его из театра Моссовета после долгого разговора с небезызвестной
                  Екатериной Фурцевой. Эти годы — зенит, триумф Тхапсаева. В театре
                  Моссовета   он   вел   свою   роль   на   осетинском,   актеры   театра   —   на
                  русском языке в трагедии англичанина, и все было не только понятно
                  —   грандиозно!   Тхапсаеву   аплодировали   актеры.   Зрители
                  аплодировали ему стоя!
                        Так  называемые   осетинские   роли   Тхапсаева   поражали   точным
                  попаданием в характер, расширением, наполнением образа до такой
                  степени,   что   в   одном   человеке   звучала   вся   Осетия   с   ее   историей,
                  настоящим   и   будущим!..   Его   способность   персонифицировать
                  знакомый типаж в неповторимость личности на осетинской сцене до
                  сих пор не имеет аналога...
                        Качественное   содержание   слова   и   понятия   «народный»
                  неадекватно   популярности,   хотя   второе   вытекает   из   первого.   Сила
                  Тхапсаева как осетина была не в «национальном самосознании», а в



                                                                49
   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56