Page 52 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 52

утверждении   общечеловеческих   ценностей   жизни,   быта,
                  мироощущения его народа... Астеник, невысокого роста — таким был в
                  жизни   Коста.   Тхапсаев   же   в   кинематографической   роли   Коста   —
                  молотобоец!   Но   мы   верим   ему,   ибо   физиология,   как   дым,
                  растворяется в бесконечном пространстве духа поэта... Работник музея
                  рекомендует   для   фильма   о   Тхапсаеве   снять   знаменитый   костюм
                  актера, костюм, в котором он играл свою коронную роль! Но что нам
                  даст и в чем нас убедит материя вне его самого, — на нем любая вещь
                  обретала смысл, и порой складки бешмета можно было читать, как
                  короткий рассказ о судьбе, а в закатанных рукавах восточного халата
                  видеть горящие костры оскверненной неверием любви!..
                        Разнообразие репертуара любого театра чаще не универсальность,
                  а   всеядность...   Есть   творческие   коллективы   и   отдельные   люди,
                  готовые   поставить   и   сыграть   любую   вещь   любого   автора   любой
                  сложности   прочтения...   Универсальность   Тхапсаева,   играющего   в
                  произведениях   Софокла,   Островского,   Гауптмана,   —   адский   труд
                  медиума,   интуитивный   «прямой   коридор»   от   исполнителя   к
                  сокровищницам другого, но никогда не чуждого исторического опыта.
                  Может,   поэтому   он,   осетин   до   мозга   костей,   не   мыслящий   своей
                  жизни   не   на   своей   земле,   не   «входил»   в   мировую   сценическую
                  культуру, а являлся ее пластом! Был народным — без сплетен, зависти
                  и   кривотолков,   хотя   и   сегодня   звания   распределяют,   как   хлебные
                  карточки...
                        Свыше двухсот ролей мировой и отечественной классики! Орден
                  Ленина. Трудового Красного Знамени. Премия Коста. Станиславского.
                  Депутат Верховного Совета страны... Это вехи признания, но и они не
                  смогут охватить объем и мощь Владимира Тхапсаева...
                        Итак, он шел домой — вот сюда, в дом, который и сегодня кажется
                  сколом   Эльсинора,   несущим   в   себе   масштаб   и   готическую
                  заостренность и замка, и личности актера. К величайшему стыду, еще
                  вчера   этот   дом   был   не   святыней,   а   конторой   мостостроителей,
                  конечно, не тех, что строят мосты нашей духовной преемственности...
                  Пантеон, где похоронен актер, напоминает амбарный двор бесхозного
                  колхоза...   Говорят,   на   том   свете   все   равны.   И   все   же,   уместна   ли
                  близость,   даже   географическая,   между   пристанищем   праха   Коста,
                  Тхапсаева и высокопоставленных функционеров застойных времен?..
                        Завершая   очерк,   зададимся   вопросом:   так   в   чем   же   все-таки
                  феномен   Тхапсаева-Отелло?   Не   знаю.   Не   видел   интерпретацию
                  Отелло   другими   великими.   Знаю   одно:   Тхапсаев   в   роли   Отелло
                  меньше всего был велик, а слова «игра», «интерпретация» — уносило
                  шквальным   ветром,   когда   на   сцене   появлялся   мавр,   тот,
                  единственный,   пропахший   дымом   сражений   и   оливковых   рощ,
                  влюбленный в Дездемону не по прихоти Шекспира, а по роковому
                  велению жизни!





                                                                50
   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56   57