Page 81 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 81

народу, к людям мира...
                        Он   ушел   могучим   и   сильным.   Ушел   навсегда,   чтобы   вечно
                  возвращаться   в   сердца,   души   и   разум   людей,   благодарных   Богу,
                  родителям Ватаева и земле Осетии за то, что он был, есть и будет!..


                                                   МОЛИТВА У ХОЛСТА
                        Исторический   опыт   свидетельствует,   что   из   тысяч   творческих
                  судеб только единицы купались в роскоши и прощались с жизнью у
                  камина с бокалом в руках. Нищета и художник стали синонимами,
                  хотя почти все мы знаем, что духовное богатство — условие жизни,
                  материальное   —   условие   существования.   Если   под   богатством
                  духовным понимать еще количество и качество комбинаций, кипящих
                  в сознании творца, то перед ним меркнут все богатства мира, но и зная
                  это, общество, восторгаясь творениями, не бросит и копейки в шляпу
                  того, кто их дарит миру...
                        «Хлеба и зрелищ», — говорили римляне, мудро полагая, что эти
                  понятия, разные в своей ипостаси, едины в своем предназначении. И
                  только   для   дураков   хлеб   весом,   а   художник   —   нахлебник,
                  упражняющийся   в   безделии.   Конечно,   творческий   труд   не   так
                  приметен, как любой другой, но, поверьте, он «потяжельче» труда и
                  углекопа, и сталевара, и даже строителей египетских пирамид. Стоны
                  и   пот   зашифровываются   в   холсты   и   строки,   поэтому,   когда   вижу
                  собрата   по   гильдии   улыбающимся,   мне   кажется,   что   он   или
                  блаженный, или у него «поехала крыша»... С Чочиевым мы учились в
                  одном   институте.   Педагоги,   бездарные   технари,   упрекали   его   в
                  формализме, — было модно навешивать ярлыки и ценники, чтобы
                  каждый предстал перед лицом мира товаром со свойствами товара, а
                  не личностью с качествами, предвосхищающими самого создателя...
                        Вспоминаю выставки во ВГИКе педагогов Чочиева — безликие,
                  никакие...   И   на   всю   жизнь   врезалась   в   память   античная   серия
                  Магомеда, выполненная маслом на ватмане. Кто-то ее украл прямо со
                  стенда. Стыдно воровать, но до сих пор сожалею, что это сделал не я.
                  Работа потрясла, и прежде всего тем, что горец и матрос, без внешних
                  видимых признаков начитанности и интеллекта, явился гонцом из
                  тьмы   веков   с   информацией   более   правдоподобной,   чем   труды
                  Светония и Плутарха... Да простят меня за заносчивость — видел не
                  одну работу на тему из жизни древних, тем более — греков. Аромат
                  Эллады   сочится   из   трещин   античных   колонн   и   сегодня,   но   его
                  первозданную   свежесть   я   вкусил   с   ватмана,   ставшего   для   меня
                  золотым: и по густым мазкам огненной охры с подтеками дамарного
                  масла, словно на просвет, видишь мед в сотах... Это был вызывающий
                  шедевр, но он исчез для Магомета навсегда. Художник не переживал,
                  словно   серия   сошла   с   конвейера,   но   почти   конвульсивная
                  колоративность,   заостренность   и   овальность   форм,   хоровая
                  полифоничность деталей были из сокровищниц, ставших основанием



                                                                79
   76   77   78   79   80   81   82   83   84   85   86