Page 80 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 80

Моментальность   ориентации   в   обстоятельствах   предлагаемых   и
                  чрезвычайных у него феноменальна, это подтверждается и на сцене, и
                  в   жизни.   Еще   одной   отличительной   чертой   актера   является   его
                  безупречная память и не только на волнующие его тексты пьес, прозы
                  и поэзии.
                        Метафоричность короткого устного рассказа, или когда он в роли
                  пересмешника, у Ватаева, — по его глубинным связям с творчеством
                  народным. Эта связь особенно заметна и полифо-нична, когда он поет,
                  и опять же, не в одиночестве «Санта Лючию», а с захмелевшими в
                  застолье   друзьями   наши   героические   баллады,   отмеченные
                  бессмертной   геральдикой   мужества   и   чести!   Народные   поговорки,
                  присказки, прибаутки в его речи, о чем бы он ни говорил, рассыпаны,
                  как   звезды   на   небе   в   ясную   летнюю   ночь;   меткие   подколки,
                  характеризующие хорошо знакомых ему людей, у него неизбывны, и,
                  даже повторяясь, а этот грешок за ним есть, Ватаев не вторичен...
                        Ватаев, как и все актеры, — Нарцисс — любит себя, и есть за что.
                  Мне он кажется Гулливером. Нет ни средств, ни людей для проектов
                  крупномасштабных,   настоящих,   стоящих   вдохновения   и   здоровой
                  бессонницы... В свое время не от хорошей жизни его носило по всем
                  весям Союза. В родной республике Ватаев был слишком заметен и
                  ярок —  его  невзлюбило  высокое  руководство; национальный  театр
                  практиковал   в   основном   народные   комедии,   —   зритель   хохотал
                  потому, что ему чесали пятки, а не мозги... Первый президент РСО-
                  Алании   за   заслуги   и   в   силу   личных   симпатий   возвел   актера   в
                  министры   и,   вручив   тощий   бюджетный   кошелек,   просил   не
                  отказывать   культурным   запросам   родной   Алании   ни   в   чем.   Слава
                  Богу,  министр  не  задушил  в  Бибо  актера,   а  модерновый  интерьер
                  кабинета не затмил ему сцену театра, в котором еще обитают духи и
                  ангелы,   мифы   и   притчи,   сказки   и   легенды   прежде   всего   матери-
                  Осетии. Бибо — худрук нашего академического театра. Вечный воин и
                  борец за чистоту и высокое предназначение национального искусства,
                  он   не   теряет   надежды   на   успех   и   верит,   что   святые   традиции,   в
                  частности театральные, не пропадут, тем более, не умрут. Эллипс, по
                  которому со свистом летит запущенная рукой Сатаны Россия, Ватаеву
                  кажется   траекторией   бумеранга,   который   непременно   вернется   в
                  лучшем качестве, и уже не к нечестивцу, а к Творцу!
                                                             * * *

                        Есть   люди,   которым   должно   уходить   из   жизни   в   глубокой
                  старости,   когда   чувство   сострадания   смешивается   с   чувством
                  восхищения содержательностью их жизни...
                        Бибо был национальной  легендой, национальной  идеей...Актер
                  начинает   играть   с   люльки   и   —   до   последнего   вздоха...   Это   одна
                  великая роль Учителя по всем предметам жизни — начиная от этики
                  поведения и не кончая эстетическим совершенством жеста, действия,
                  слова, работы в кипящем котле жертвенной любви к родине, к своему

                                                                78
   75   76   77   78   79   80   81   82   83   84   85