Page 80 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 80
Моментальность ориентации в обстоятельствах предлагаемых и
чрезвычайных у него феноменальна, это подтверждается и на сцене, и
в жизни. Еще одной отличительной чертой актера является его
безупречная память и не только на волнующие его тексты пьес, прозы
и поэзии.
Метафоричность короткого устного рассказа, или когда он в роли
пересмешника, у Ватаева, — по его глубинным связям с творчеством
народным. Эта связь особенно заметна и полифо-нична, когда он поет,
и опять же, не в одиночестве «Санта Лючию», а с захмелевшими в
застолье друзьями наши героические баллады, отмеченные
бессмертной геральдикой мужества и чести! Народные поговорки,
присказки, прибаутки в его речи, о чем бы он ни говорил, рассыпаны,
как звезды на небе в ясную летнюю ночь; меткие подколки,
характеризующие хорошо знакомых ему людей, у него неизбывны, и,
даже повторяясь, а этот грешок за ним есть, Ватаев не вторичен...
Ватаев, как и все актеры, — Нарцисс — любит себя, и есть за что.
Мне он кажется Гулливером. Нет ни средств, ни людей для проектов
крупномасштабных, настоящих, стоящих вдохновения и здоровой
бессонницы... В свое время не от хорошей жизни его носило по всем
весям Союза. В родной республике Ватаев был слишком заметен и
ярок — его невзлюбило высокое руководство; национальный театр
практиковал в основном народные комедии, — зритель хохотал
потому, что ему чесали пятки, а не мозги... Первый президент РСО-
Алании за заслуги и в силу личных симпатий возвел актера в
министры и, вручив тощий бюджетный кошелек, просил не
отказывать культурным запросам родной Алании ни в чем. Слава
Богу, министр не задушил в Бибо актера, а модерновый интерьер
кабинета не затмил ему сцену театра, в котором еще обитают духи и
ангелы, мифы и притчи, сказки и легенды прежде всего матери-
Осетии. Бибо — худрук нашего академического театра. Вечный воин и
борец за чистоту и высокое предназначение национального искусства,
он не теряет надежды на успех и верит, что святые традиции, в
частности театральные, не пропадут, тем более, не умрут. Эллипс, по
которому со свистом летит запущенная рукой Сатаны Россия, Ватаеву
кажется траекторией бумеранга, который непременно вернется в
лучшем качестве, и уже не к нечестивцу, а к Творцу!
* * *
Есть люди, которым должно уходить из жизни в глубокой
старости, когда чувство сострадания смешивается с чувством
восхищения содержательностью их жизни...
Бибо был национальной легендой, национальной идеей...Актер
начинает играть с люльки и — до последнего вздоха... Это одна
великая роль Учителя по всем предметам жизни — начиная от этики
поведения и не кончая эстетическим совершенством жеста, действия,
слова, работы в кипящем котле жертвенной любви к родине, к своему
78