logo

М О Я    О С Е Т И Я



ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРИГОВОР

Не я один, вероятно, обратил внимание на корреспонденцию из сел. Атажукинского Кубанской области о том, что «участковый начальник», есаул Соколов, вызвал в станицу Баталпашинскую «горское дворянство», которое в числе 62 человек 22 декабря прошлого, 1892г., «для совершенного прекращения воровства и искоренения желания жить легким трудом» постановили приговор, текст которого и был помещен в № 24 «Сев. Кавк.». Нельзя не отнестись сочувственно к такому искрен­нему стремлению баталпашинского горского дворян­ства искоренить в районе своего поселения воровство и погоню за легкой наживой, но, вместе с тем, нельзя не указать этим почтенным адыге на совершенную безуспешность почти такого же приговора, действовавшего несколько лет в Владикавказском округе. Насколько горячо добиваются и сами горцы, и местная администрация, чтобы «люди гнусные, забывшие Бога, совесть и человеческий долг», не заставляли их «своим нахальством быть перед ними бессильными», видно из нижеприведенного текста общественного приговора и предписания бывшего начальника Владикавказского округа старшинам осетинских селений.
«Общественный приговор». 1888 г. « » января мы,  нижеподписавшиеся, общество стариков «       » селения, «                    » участка, Владикавказского округа, из числа «       » домохозяев, имеющих право подавать голоса на сельском сходе, быв сего числа на оном, в числе «          » человек, составили настоящий приговор о том, что, пришед к убеждению, что большинство наших народных обычаев и верований не только вредны и разорительны для народного хозяйства, но и служат важнейшим препятствием к успешному развитию народа, признали необходимым искоренить их нижеследующими постановлениями.
1. И р а д (калым). В Осетии издавна укоренился вредный обычай платить за невесту ирад (выкуп), принявший в последнее время никогда прежде небывалые в Осетии размеры, истощающие материальные средства жителей, доводящие до крайней нищеты и противные духу христианской и магометанской религии и вообще цивилизации. При этом существует еще обычай с и а х с ы  ц ы д, предшествующий самой свадьбе, тоже не менее разорительный. Заключается он в том, что нареченный жених, до совершения венчания, с сверстниками своими, числом не менее 20 душ, отправляется в дом невесты, где угощение их сопряжено с большими напрасными расходами для родителей невесты. У магометан же, кроме калыма и сиахсы цыд, существует еще так называемый н а к е х — брачный обряд, обязывающий жениха доплачивать условную сумму. Накех имеет смысл гражданского брака: обеспечивает женщину-магометанку в том случае, когда муж незаконно прогоняет ее от себя. Именно оскорбленная и униженная жена, как бы в удовлетворение ее чести, получает от мужа весь накех.
И р а д  и  сиахсыц ы д, как нелепые и даже безнравственные обычаи, отныне вовсе отменить, возложив брачную экипировку невесты на обязанности жениха и потратив на него только сто руб. сер<ебром> — не больше и не меньше.
Накех же, как обеспечивающий прочность магометанского брака и как религиозный обряд, оставить нетронутым, но с тем, однако, чтобы он, по желанию хабан-ефенди, во-первых, не составлял бы суммы больше ста руб. сер., и, во-вторых, отнюдь не имел характера калыма, т.е. не пользовались бы им преждевременно родители невесты, а служил бы лишь обеспечением жены в случае смерти мужа и развода по вине мужа. Виновных в нарушении сего постановления подвергать денежному штрафу в размере 200 р. сер., каковые обращать в сельскую общественную сумму. Причем, для предотвращения каких-либо злоупотреблений в этом деле, при формальном сватовстве должны присутствовать священник с двумя избранными от общества лицами, которые приводят к присяге жениха, отца и брата невесты в том, чтобы они не допустили злоупотреблений.
У магометан же — мулла с двумя такими же лицами.
2. X и с т (поминки). У осетин по умершим делаются поминки в больших размерах и притом несколько раз в течение года, которые, истощая ма­териальные средства их, доводят до крайней нищеты. Они многочисленны: у о л м а р д-х а р н а г,  ф и д-х а р н а г, устыт ы-х арнаг, с а б а т-и з ар,  зардаваран ы-х и с т, майрамы-куадзан, баданахсав, стырхис т. Все перечисленные виды поминок по большей или мень­шей мере разорительны и, главным образом, не сообразны с духом христианской или магометанской религии, а потому отменить их вовсе и установить новые, сообразные с духом христианской и магометанской религии, по указанию священника и муллы; у христиан в год три раза: у о л м а р д-х а р н а г (в день похорон), х и с т (сорокоуст) и  а ф а д з ы-х и с т (годовщина). Причем, в день похорон поминки должны быть без ограничения, как кто может, в сороковой же день — зарезать одного ба­рана, а в годовой — трех баранов, с туземными напитками. У магометан же — четыре раза в год: г а р е т ы-д у а, мухарам, рамазан и к у р- м а н, причем г а р е т ы-д у а (накануне первой пятницы) — зарезать одного барана, мухарам (на седьмой день после магометанского нового года) — тоже одного барана, рамазан (накануне четырех пятниц) — по одному барану и к у р м а н (на третий день праздника) — одного барана. Нарушителей же сего постановления штрафовать денежною суммой в количестве 100 руб. сер. и обращать их в сельскую общественную сумму.
3. Кроме того у осетин существует нелепый обычай приезжать из дальних местностей для оплакивания покойников. Он известен под названием м а р д м а-ц а у н; при этом мужчины не наносят еще большего убытка семейству покойников, но женщины, приезжающие, крайне стесняют и разоряют семейство покойника, оставаясь там десятками на содержании родных покойного и наполняя дом притворным плачем и рыданиями, причем дело часто доходит до безобразия: бьют руками по лицу и по голове, рвут на себе волосы, царапают ногтями себе лицо. Воспрещаются вовсе все подобные дикие истязания по умершим, хотя бы самым близким покойного, равно и обычай м а р д м а-ц а у н (м а р д-д з и г о й), исключая самых ближайших родственников: родной сестры, племянницы, тетки с двумя, никак не больше, посторонними спутницами. Нарушивший сие постановление подвергается денежному штрафу, в пользу сельской суммы, в количестве 15 руб.

  1. Под страхом такового же штрафа воспрещается ставить по дорогам в честь покойников памятники, а также — к а б а х.
  2. Строго воспрещается насильственный увоз девушки, без обычного сватовства, хотя бы с согласия самой девушки, ибо подобные поступки вызы­вают фамильные ссоры, а иногда и убийства. Участвующие в увозе, сверх назначенного судом наказания, подвергаются штрафу в пользу сельской суммы в следующих размерах: жених в размере 200 руб., а каждый из соучастников 100 руб.
  3. Изобличенные и наказанные по суду за преступления: кражу, разбой, грабеж, мошенничество, ложное доказательство, подрезание жил и хвостов у скота, поджог хлеба, сена, всякого рода зданий и др. — сверх определенного судом наказания под­вергаются штрафу в сельскую сумму и сечению розгой — в первый раз в размере 25 р. и 25 ударами, во второй — 50 р. и 50 ударами и в третий раз — 100 р. и 100 ударами.
  4. Те же из осетин, которые будут привлечены к суду за вышеизложенные преступления и оправданы за недостаточностью улик, а равно лишь подозреваемые в таких же преступлениях, обязаны доказать свою невиновность пред общественным сходом обычной очистительной присягой, в противном случае, сверх удовлетворения истца, подвергаются штрафу в сельскую сумму в размере 25 руб.
  5. Изобличенные в знахарстве и всякого рода колдовстве, равно пригласившие их к себе для этой цели, а также обратившиеся к ним, подвергаются денежному штрафу в размере 50 руб.
  6. Все вышеизложенные штрафные суммы должны быть назначены для открытия и содержания в городе Владикавказе подготовительного учебного заведения к поступлению детей-осетин приходящими учениками в гимназию и реальное училище. Ближайший же надзор за точным выполнением всех вышеизложенных постановлений, а также взыскание штрафов и правильное ведение кассовых книг должны лежать на обязанности священника, старшины и двух избранных от общества лиц, которые, по мере надобности, обязаны во всякое время отдавать отчет обществу во всех своих действиях по сказанному делу. Причем все кассовые книги должны находиться на хранении у священника, а в магометанских селениях — у муллы.

При отсутствии участия и содействия властей окружной администрации, как уже показала 6-летняя практика, сказанные уполномоченные очень часто будут встречаться с большими затруднениями в исполнении своих обязанностей, в особенности при взыскании штрафов, а потому постановили: просить особого распоряжения его превосходительства г. начальника Терской области о вменении в непременную обязанность гг. чинам окружной администрации оказывать деятельное содействие сказанным уполномоченным по мере надобности.
10. Кровомщение (туг-исын). В Осетии издавна существует варварский обычай кровомщения. При существовании строгих карательных мер кровомщение и вообще убийство было у нас редким явлением; но с введением у нас новых гуманных судебных учреждений, как уже показала 16-летняя судебная практика, стали часто повторяться убийства, а самое кровомщение приняло безобразные и позорные виды. Желая скрыть следы преступления и таким образом уклониться от судебного преследования, кровомщение совершается из-за скрытой засады и притом мстят большею частью не убийце, а кому-нибудь из выдающихся родственников.
В силу ухищрения адвокатского искусства, а также недостаточного нравственного сознания долга, чести и совести самих горцев-свидетелей, суд, при всем своем желании, не может вполне удовлетворить потерпевших от убийства. Вследствие чего не получившие удовлетворения по суду за убийство и вынуждены бывают, в силу общественного мнения, нехотя расправляться своим собственным судом — совершать убийство из-за скрытой засады.
Подобная деморализация с каждым днем растет и увеличивается, так что является крайняя необходимость изыскать меры и средства к совершенному искоренению этого зла. При тщательном обсуждении мер, признано самою важною и действительною мерою — это учреждение у нас, в Осетии, горского народного суда, с тем, чтобы все дела, касающиеся кровомщения и вообще убийства, были изъяты из ведения окружного суда. Причем по важности преступления подсудимых лиц за убийства — должны быть налагаемы три степени наказания, а именно: убийцы, признанные горским народным судом по первой степени, подвергаются ссылке в Сибирь на вечное поселение; виновные по второй степени — ссылке на вечное жительство на остров Чечень; виновные же по третьей степени подвергаются ответственности по обычаю, т. е. долж­ны устроить туджы-фынг (угощение) и, кроме того, по усмотрению горского народного суда, дол­жны уплатить туг. Подозреваемые же в скрытом совершении убийства (лично, или посредством подкупа), а также кровомщения должны доказать свою невиновность перед горским судом обычной очистительной присягою с присяжниками в количестве 12 лиц, указанных потерпевшею стороною, конечно, с одобрения и согласия горского суда, в противном случае подвергаются наказанию по первой степени, т. е. ссылке в Сибирь на вечное поселение ».
Предписание г. начальника Владикавказского округа к старшинам осетинских селений от 29 января 1888 года: «Препровождая при сем образец общественного приговора, я предлагаю вам объявить от моего имени обществу на сходе, что изложенные в прилагаемом приговоре постановления направлены к самым насущным интересам и пользе общества и целого народа: такими же они признаны и одобрены его превосходительством г.начальником Терской области. А потому желательно, чтобы изложенные в этом приговоре постановления были утверждены во всех селениях без изменения, ибо если приговор подвергнется, хотя бы в одном селении, изменению, то через это не состоится общественный приговор и, таким образом, народ будет лишен единственного средства к свержению тяготеющего над ним зла.
Я слышал, будто бы некоторые представители во время чтения настоящего приговора высказались против первого пункта. Полагаю, разумнее того, что постановлено относительно калыма, ничего нельзя придумать, ибо, как по опыту мне известно, если останется снова калым и кроме 100 руб., назначенных для экипировки девушки, введется пара быков и коров, как настаивали представители некоторых магометанских селений, то из этого разрастутся новые усложнения, которые поведут дело к большим неблагоприятным для них последствиям. Следовательно, об изменении этого пункт а не   может быть  и  речи.
Точно так же дошло до моего слуха, что некоторые из интеллигентных лиц высказались против шестого пункта — сечения розгой. Но это понятно мне, почему они так горячо отстаивают этот пункт: братья их специально занимаются воровством, иначе какое у них может быть объяснение. Интересно бы знать, какими соображениями руководствуются эти господа, говоря против этой меры: к чему жалеть таких лиц, которые причиняют обществу страшное бедствие. Ведь нам известно, что вор в то же время есть убийца.
Ввиду вышеизложенного прошу вас оказать свое разумное влияние на общество вверенного вам селения, чтобы всеми единогласно был утвержден приговор. Если же окажутся такие зловредные люди, которые не пожелают подписать приговор, то прошу немедленно представить мне список таких людей».
Настоящий начальник Терской области, генерал-лейтенант Каханов, признав вышеизложенный приговор не вполне законным и не достигшим цели, изволил приказать действие оного прекратить.