Под таким названием в конце 50-х годов в окружных управлениях Терской и Кубанской областей были образованы особые фонды из штрафных сумм, взыскиваемых административным порядком с туземцев за маловажные проступки. Суммы эти должны были расходоваться на нужды самого же туземного населения, и для большей целесообразности их расходования был учрежден контроль из представителей тех же туземцев. В какой степени осуществлялись благие намерения князя Барятинского, учредившего указанные фонды,— сказать трудно, за неимением подробных сведений. Основываясь только на известном судебном процессе бывшего начальника Баталпашинского уезда Кузовлева, можно с достоверностью сказать, что за время его управления уездом горские штрафные суммы Баталпашинского уезда (Эльбрусский округ) расходовались по единичному произволу и далеко не на нужды туземного населения. Ожидаемый в недалеком будущем еще более грандиозный судебный процесс, где в качестве обвиняемых будут фигурировать почти все чины бывшей владикавказской окружной администрации с г. Голубовым во главе, вероятно, также ясно обрисует движение горских штрафных сумм Владикавказского округа до времени предания суду его администрации.
Выяснится, вероятно, и теперешнее положение этих сумм благодаря внезапной ревизии, произведенной 13 августа прошлого года генералом Гуниусом в хозяйственном отделении того же округа, коей обнаружена довольно крупная растрата. Арестован пока только заведовавший этим отделением г. Крыницын и удален от должности начальника округа г. Мищенко. Вообще же нужно сказать, что ни в одном уезде или округе названных областей горские штрафные суммы не подвергались строгой отчетности и контролю за все время 40-летнего их существования. Особенно поразительным примером в этом отношении служит Нальчикский округ Терской области. Здесь и так называемые «кабардинские общественные суммы» имеют своим источником не только административные взыскания в виде денежных штрафов, но и весь доход от 315 тыс. десятин общественной земли, высочайше дарованной в 1889 г. кабардинцам. Из этого количества земли 63 тыс. десятин покрыты превосходным (в начале) строевым лесом. Сообразно такому большому, сравнительно с другими округами, богатству и поступления в кабардинскую общественную кассу должны быть, конечно, несравненно больше и обильнее, К сожалению, до сих пор нет никаких данных, чтобы хоть приблизительно определить годовую цифру этих поступлений. Ее не знают даже сами кабардинцы, и не только народ, но и отдельные его представители, так называемые «доверенные», не имеют ни малейшего представления о действительном положении общественной кассы. Это тем более удивительно, что кабардинцам, не в пример другим народностям Кавказа, разрешено прислать в Нальчик своих доверенных для обсуждения под председательством начальника округа общественных дел и нужд и, вместе с тем, для выслушивания казначейских отчетов, проверки кассы и утверждения новых смет на текущие и предстоящие расходы. Эта ненормальность станет понятной, если принять во внимание, что все так называемые народные представители — люди поголовно безграмотные, и попадают они на эту должность не по выбору, а по административному назначению, что заседания происходят при закрытых дверях и все участие «представителей» в совещаниях и проверке кассы ограничивается приложением их именных мухуров (печатей) к документам (если они имеются), совершенно не доступным их пониманию. Надо добавить еще, что общественный казначей состоит вместе с тем и общественным лесничим и заведывающим эксплуатацией всех «свободных» общественных земель, в том числе и упомянутого колоссального участка в 315 тысяч десятин.
Беспощадное хищническое истребление леса, беспорядочные распределение и сдача покосов и пастбищ в аренду, оставление «за неимением средств» без последствия многих общественных приговоров с ходатайствами об открытии в кабардинских аулах школ и других настоятельно необходимых учреждений и рядом с этим отсутствие какого бы то ни было заметного и целесообразного расхода на народные нужды — не могли не породить в лучшей части кабардинского общества стремления выяснить истинное положение народного хозяйства и принять меры к его наиболее правильному ведению. Все попытки в этом направлении оставались, однако, до последнего времени тщетными, а порой обходились и не без дурных последствий для их участников.
Только весною прошлого года все кабардинское общество обратилось к своим членам, трем генералам — Шибшену, Алтадукову и Джамбекову—с просьбой взять на себя труд по ходатайству от его имени о предоставлении ему возможности проверить свою кассу и урегулировать свое хозяйство.
Ходатайство генералов закончилось успехом. От 4-го декабря прошлого 1897 года за № 20675 было получено предписание командующего войсками Кавказского военного округа на имя начальника Терской области, служащее ответом на это ходатайство.
В силу этого предписания по кабардинскому общественному лесничеству соединение должностей общественного казначея и общественного лесничего в одном лице не должно быть допускаемо на будущее время. Признано также необходимым принять безотлагательные меры, чтобы заведование кабардинскими лесами было установлено во всех отношениях на началах, принятых в казенных лесничествах. Далее, для упорядочения дела по эксплуатации запасных кабардинских земель, с целью увеличения их доходности, предписано приступить к переосмотру правил об этих землях. По приходу и расходу кабардинских общественных сумм предписано восстановить во всем объеме ныне действующие правила об этих суммах, утвержденные кн. Барятинским, а для обревизования правильности прихода и расхода общественных сумм за последнее время назначить комиссию.
Остается только пожелать, чтобы это предписание как можно скорее было приведено в исполнение. Было бы также очень желательно, чтобы действия его не ограничились одним только Нальчикским округом, а коснулись бы и других округов и уездов как Терской, так и Кубанской областей.