ХРАМЫ,ЦЕРКВИ,ЧАСОВНИ
Этноконфессиональная пестрота стала отличительным признаком Владикавказа задолго до обретения им статуса города. В 1852 году численность населения в крепости достигала 3653 человек, из которых 3199 представляли православную общину, 154 – католическую, 171 –мусульманскую, 96 – армяно-григорианскую, 27 – лютеранскую. К этому времени в городе Владикавказе со дня его основания было построено много зданий различных религиозных культов: 9 православных церквей, армянская церковь, польский костел, немецкая кирха, еврейская синагога, лютеранская церковь, 2 мусульманские мечети, 8 домовых церквей (при средних учебных заведениях) и т.д.
Из всего этого количества до нас дошли: две православные церкви (Рождества Пресвятой Богородицы и Ильинская), а также армянская церковь, немецкая кирха, суннитская и шиитская мечети – всего 6 культовых зданий.
Здание церкви Рождества Пресвятой Богородицы (осетинской). Находится в юго-восточной части города, на возвышенности, в месте пересечения улиц К. Хетагурова (бывшая Рождественская) и переулка Кривого.
Исторические сведения о возникновении церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской) весьма скудны.
В Терском календаре и Страховых ведомостях упоминается о строительстве маленькой деревянной церкви на холме, возвышающемся над всем Владикавказом.
В 1813 году на территории осетинского селения Дзауджикау (находившегося в небольшом отдалении от крепости Владикавказ, возведенной в 1784 году) на самом возвышенном месте освящается площадка, отведенная под строительство церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1814 году там возводится деревянная церковь, которая становится одним из первых православных храмов будущего Владикавказа.
В 1861 г. на месте обветшалой деревянной возводится кирпичная церковь, а с южной и западной сторон холма устраиваются подпорные стенки. Владикавказский священник Сухиев обращается к начальнику Терской области Лорис-Меликову с докладом о том, что разрешенная в 1886 году постройка каменной звонницы при Осетинской церкви окончена, и просит освидетельствовать прочность возведенной постройки и передать ее в ведение священника.
Впоследствии к основному объему церкви с севера и с юга были пристроены два притвора, а церковь и звонницу соединила деревянная галерея, замененная позже кирпичной трапезной.
Перестройки церкви осуществлялись при деятельном участии начальника Владикавказского военного округа барона Вревского и на средства князя Святополк-Мирского.
В начале 1930-х годов верхнюю часть основного объема церкви (центральную главу на восьмигранном барабане) разобрали; вероятно, в тот же период были разобраны малые главки и купол звонницы.
В 1939 г. церковь закрыли, а помещение ее передали краеведческому музею.
По своей композиции Осетинская церковь относится к типу трапезных церквей, где главный объем объединен с трапезной и звонницей. Она имеет крестообразный вытянутый план, определяемый расположением архитектурных масс по явно выраженной продольной оси «восток–запад».
Церковь возведена из кирпича размером 25x13x6,5 см, на бутовом фундаменте. Ее общая длина (включая звонницу) – 28,1 м, а наибольшая ширина (за счет притворов) – 19,86 м. Основное ядро храма образует прямоугольный на плане объем молитвенного зала, завершенный лучковой главой на восьмигранном барабане (на период до начала производства реставрационных работ барабан и глава утрачены).
С восточной стороны к залу примыкает граненая апсида с алтарем, а с северной и южной сторон симметрично поставлены притворы с дверными проемами полуциркульной формы.
К несколько удлиненному западному рукаву (трапезная), придающему на плане здания форму греческого креста, примыкает 3-ярусная звонница в виде четверика и двух восьмериков, завершенная восьмигранным шатровым куполом. На период до начала производства реставрационных работ шатровое завершение утрачено и, вместо него, устроена деревянная смотровая площадка с застекленной надстройкой.
Декоративное убранство памятника сосредоточено в его верхних частях, что типично для небольших приходских храмов второй половины XIX века. Оно состоит из разнообразных филенок, поребрика, зубчиков, профилированных тяг и карниза, «бровок» над окнами и полуциркульных арок, обрамляющих скромно обработанные оконные проемы. Аналогичными приемами прорезаны стены остальных частей здания. «Бровки» над окнами трапезной дополнены декоративными элементами, имитирующими замковые камни.
В ограде Осетинской церкви обрели последний приют многие деятели осетинской культуры. Здесь покоятся выдающийся ученый Васо абаев и поэт, просветитель Коста Хетагуров. Первые захоронения в ограде храма относятся к началу прошлого века.
При церкви Рождества Пресвятой Богородицы протоиреем Аксо Корлиевым в начале 1860-х годов было основано 3-классное женское училище.
В 1890 году на территории Осетинской церкви была построена одноэтажная церковноприходская школа. На еке месте ныне расположилась средняя школа № 13.
Здание Немецкой (Лютеранской церкви). Находится на ул. Льва Толстого (бывшая Моздокская)
В 1863 году, когда Владикавказ стал центром Терской области, сюда начался большой приток людей из центральных и западных областей России, а также из зарубежных стран -Германии, Италии.
Множество прибывающих в молодой город оказались людьми лютеранского вероисповедания. В последнем десятилетии XIX века число лютеран во Владикавказе настолько возросло, что решено было построить лютеранскую кирху Имелось в виду, что кирха будет также обслуживать исповедующих лютеранскую веру жителей немецкой колонии, расположенной в пяти километрах от города. В соответствии с этим решением, в конце XIX века на углу улиц Моздокской и Гимназической (ныне ул. Толстого и ул. Миллера), была построена лютеранская кирха.
Здание кирхи выстроено в духе поздней церковной готики и является единственным зданием подобной архитектуры на Юге России. Размеры здания на плане 50x15 метров, материал стен и цоколя — красный кирпич, крыша крыта кровельной сталью. Высота здания со шпилем — 30 метров. Портал здания представляет собой готическую арку, опирающуюся на две колонны, увенчанные капителями.
В настоящее время здание кирхи приспособлено под филармонию. В процессе приспособления здания кирхи под новое назначение внешний вид здания несколько пострадал, значительные перемены произошли и в интерьере. Следует, однако, заметить, что пристройка к зданию в виде тамбура может быть без особого ущерба для филармонии удалена, и фасад здания по улице Миллера может быть восстановлен.
Здание Армянской церкви. Улица Армянская (бывшая Купеческая)
Здание Армянской церкви построено в конце 60-х – начале 70-х годов XIX столетия и представляет собой ценный памятник архитектуры.
Церковь была построена в связи с большим наплывом переселенцев из Армении и частично из Турции.
Первое упоминание о желании армян иметь во Владикавказе собственную церковь, судя по документам, относится еще к 1839 году. Уже тогда поднимался вопрос о строительстве храма. А в 1843 году здесь была освящена деревянная церковь. Храм получил название Сурб Григор Лусаворич (в честь Святого Григория Просветителя). В 1862 году в Астраханской армянской епархиальной консистории поднимался вопрос о строительстве во Владикавказе каменной церкви Сурб Григор Лусаворич. Уже в 1864 году архитектор Симонсон приступает к сооружению здания церкви. Строилась она на том же самом месте, где ранее стоял деревянный храм. Архитектура церкви выдержана в духе армянской церковной архитектуры XVII - XVIII веков. Храм расписан итальянскими художниками. Особый интерес представляет архитектурная конструкция колокольни. Ее шатровая крыша покоится на стрельчатых арках, опирающихся на круглые колонны, выполненные из кирпича. Для сейсмического района, каким является наш город, конструкция чрезвычайно смелая.
На главном фасаде здания, выходящем на ул.Ч.Баева (бывшую Купеческую), имеются три входные двери, из которых средняя - главная -более широкая.
Интересно был решен главный вход в церковь со стороны ул. Ч. Баева - в виде крестовой арки на двух колоннах, каждая из которых сделана из четырех совмещенных кирпичных, круглого сечения колонн, отстоящих от линии фасада на три метра.
В начале 1930-х гг. здание храма с трудом удалось спасти от сноса. В настоящее время это действующая церковь.
Здание Суннитской мечети. Улица Коцоева (бывшая Надтеречная).
Суннитская мечеть была построена в 1902–1906 годах на средства бакинского миллионера Мухтарова в дар мусульманам города, уроженкой которого была его жена, дочь генерала Туганова – Лиза.
Автором проекта мечети был архитектор Иосиф Гаспарович Плошко, для которого это было первое здание подобного назначения, а поэтому задача найти нужный образ проектируемого здания была весьма сложной. Прообразом фрагментов будущей мечети могли послужить каирские мечети Каир-Бея и Хаир-Бека.
Аналогов такой постройки на территории России не было. Использовался кирпич, отдельные участки выполнены из естественного тесаного камня. Цоколь здания выполнен из плотного естественного камня, а кровля купола и минаретов - из листовой меди. Высота минаретов - 33 метра, высота центрального купола от пола мечети 16,5м. В советские времена к вершине купола был подвешен маятник Фуко, наглядно демонстрирующий вращение земли вокруг своей оси.
Вход в мечеть подчеркнут живописной стрельчатой аркой, богато орнаментированной. Два минарета симметрично расположены по двум сторонам входа. На минаретах в двух ярусах имеются балкончики. Как купол, так и минареты завершены золочеными штоками с полумесяцами. Минареты совершенны по своей пропорции и изысканности декоративной обработки.
Незабываемое впечатление производит интерьер мечети и внешняя роспись здания (художник – Ф. Долежаль). Всюду по стенам расположены изречения из Корана — золочеными буквами, арабской вязью. В декоре удачно сочетаются геометрический орнамент и растительный декор. С большим мастерством и художественным вкусом устроена кафедра для муллы – минбар. Над выходом из мечети расположен балкон для молящихся. Ранее на площадке перед мечетью находилось медресе, а позже была построена летняя киноплощадка.
Мечеть неоднократно реставрировалась. Последняя реставрация (1966 - 1969 гг.) происходила под руководством ленинградского художника А.Н. Ступина. В реставрации принимали участие и местные умельцы. Долгое время здание являлось филиалом Республиканского музея краеведения.
Здание церкви Пророка Божия Илии (Ильинская). Улица Дзержинского (территория Ильинского кладбища).
Из большого количества православных церквей, построенных в разное время до революции 1917 года во Владикавказе, до наших дней сохранилась самая маленькая из всех существовавших в городе.
Однако, несмотря на свои маленькие размеры, Ильинская церковь с архитектурной точки зрения представляет особый интерес. Церковь была выстроена в духе традиционной русской церковной архитектуры. Дата возведения здания Ильинской церкви относится к последнему десятилетию XIX века. Так как приход Ильинской церкви был невелик, то она была приписана к ранее построенной Константино-Еленинской (греческой) церкви, постройки 1890 года.
Со временем здание церкви реконструировалось, увеличилось в объеме и утратило первоначальный облик. Во все годы своего существования церковь использовалась по своему прямому назначению - она является действующей, и как единственную из православных церквей, сохранившуюся до наших дней, ее следует рассматривать как памятник архитектуры Осетии.
Здание Шиитской мечети. Улица Кирова (бывшая Московская)
Здание шиитской мечети было построено в начале семидесятых годов XIX столетия, в связи с прибытием во Владикавказ в поисках заработка большого числа переселенцев из Персии, множество из которых были торговцами.
И все эти люди исповедовали религию шиитов (ответвление ислама).
По их просьбе в конце ул. Московской (ныне ул. Кирова), на берегу Терека, было сооружено здание мечети (ныне здание Планетария). Архитектор неизвестен.
Если задуматься, в каком стиле построено здание мечети, то правильнее всего будет отнести его к восточно-мусульманскому стилю - это условное наименование общего регионального направления искусства многих стран Ближнего и Среднего Востока. Сближение культур было вызвано общностью феодального мировоззрения и исповедания религии ислама.
В настоящее время с вершины купола убран шток с полумесяцем.