МОСТЫ
Географические особенности месторасположения крепости, а затем и города Владикавказа - у подножия гор и по обе стороны реки Терек — не могли не сказаться на его градостроительном развитии. В частности, наличие посреди города реки являлось не только удачным ландшафтообразующим фактором, но и влекло за собой необходимость в возведении капитальных мостов, надежно связывающих между собой правую и левую части города.
Документ, датированный 24 февраля 1898 года, гласит: «Строительное отделение областного правления препровождает в городскую управу рассмотренный отделением и утвержденный начальником области и наказным атаманом проект на постройку постоянных железных кладок через р. Терек в г. Владикавказе».
По мере развития города, его промышленного уровня, увеличения торгового оборота, с ростом населения (в том числе и за счет переселенцев из разных районов России и из-за границы), активным функционированием почтовой связи, расширением городской застройки — строительство мостов становится одной из насущных задач властей города. Это было тем более необходимо из-за того, что гужевой транспорт постепенно вытеснялся автомобильным, а в 1904 году во Владикавказе была пущена первая трамвайная линия, для чего был возведен первый в России железобетонный мост для пробега трамвая с левого на правый берег реки Терек.
Деревянный мост. Во Владикавказе одним из самых больших мостов был мост на улице Московской(ныне улица Кирова),выполненный из деревянных конструкций на каменных быках. Сейчас на этом месте сооружен мощный, современный железобетонный мост.
Чугунный мост через реку Терек
Большим бедствием для города были наводнения, В результате проливных дождей, из-за потоков, деревянные мосты разрушались, и связь между левым и правым берегами нарушалась.
Открытие первого чугунного моста, названного в честь жены нового наместника Кавказа Великого князя Михаила Николаевича - Ольги Федоровны - Ольгинским, состоялось 22 ноября 1863 года.
Чугунные конструкции были выполнены в Англии.
Длина моста - 52 метра, ширина - три сажени, на каменных быках. В те дни он, наряду с Александровским бульваром, стал главной достопримечательностью Владикавказа.
В 1860 году городские власти заказывают в Лондоне мост из чугуна, и в 1863 году во Владикавказе появляется первый капитальный мост из чугунных конструкций.на месте нынешней площади Штыба, более широкий, с двухполосным автомобильным движением,трамвайными путями и тротуарами. Мост является памятником инженерного искусства. Ранее на месте моста у суннитской мечети находился деревянный мост, именуемый в народе «Кладки».
Во всём городе в то время было всего четыре мощеные улицы и двадцать немощеных, 24 фонаря.
Мост освещался газовыми фонарями, установленными на красивых литых чугунных опорах, которые сегодня можно видеть на территории города у старинных особняков.
Мост просуществовал на своем месте почти сто лет.
Затем два пролета из четырех имеющихся перенесли к суннитской мечети, вместо так называемого моста-кладки, третий пролет перенесли в Кобан, а четвертый – перевезли в Суаргомское ущелье.
Чугунный мост и мечеть.
Во Владикавказе в связи с частыми весенними паводками и дождевыми ливнями Терек разливался и превращался в бурный поток, разрушая все на своем пути, в том числе и хлипкие деревянные мостики, подобного вида.
Железобетонный трамвайный мост через реку Терек
Улица Пашковского (бывшая Генеральская)
Владикавказ – восьмой город в России, освоивший электрическое трамвайное движение. Для пробега трамвая через реку Терек бельгийская концессия, получившая подряд на строительство трамвайного парка, вынуждена была построить надежный мост.
В самом начале XX века (6 августа 1904 г.) бельгийская компания, в лице своего агента и директора «анонимного общества» Луи Перро, открыла в г. Владикавказе трамвайное движение по узкой колее по двум маршрутам. Первый маршрут шел от железнодорожного вокзала до кадетского корпуса через так называемый чугунный мост. Второй маршрут шел по ул. Маркса через Терек далее по ул. Маркуса до теперешней Первой городской больницы. Вот для второго маршрута и потребовался мост. Так как на Западе уже широко применялся железобетон, то бельгийская компания решила строить мост из железобетона. В России железобетон делал свои первые робкие шаги. Через Терек был построен железобетонный трехарочный мост пролетом 80 метров, при длине каждого пролета 22,3 м. Как свидетельствует видный русский мостостроитель Поригорий, это был первый железо¬бетонный мост в России, тем более такой смелой конструкции и такого пролета. Об этом же свидетельствует и строительная энциклопедия.
При отсутствии мостов реку Терек приходилось преодолевать в брод.
Современный вид железобетонного моста.